Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А19-2341/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Ленина, дом 100б, Чита 672000, http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                  Дело № А19-2341/2014

03 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Макарцева А.В.,

судей Капустной Л.В., Скажутиной Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2014 года по делу № А19-2341/2014

по исковому заявлению Администрации города Иркутска (юридический адрес: ул. Ленина, 14, 1, г. Иркутск; ОГРН 1053808211610) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (юридический адрес: 109097, ул. Ильинка, 9, СТР.1, г. Москва; ОГРН 1037739085636) к Министерству финансов Иркутской области (664027 г. Иркутск, ул. Ленина,1 а; ИНН 3808171299) о взыскании суммы 5 664 642 руб. (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н.),

при участии в судебном заседании:

от истца представитель Меренкова Н.Ю.,

от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации представитель Талаев Д.В.,

у с т а н о в и л:

Администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки в сумме 5 664 642 руб., понесенных в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ответчик Министерство финансов Иркутской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Из апелляционной жалобы следует, что заявленные исковые требования удовлетворены за счет ненадлежащего ответчика; суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению.

До начала судебного заседания от истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представители сторон поддержали взаимные требования и возражения.

Представитель ответчика - Министерства финансов Иркутской области не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Предметом иска по настоящему делу является требование Администрации города Иркутска к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет государственной казны Российской Федерации денежных средств в качестве убытков, понесенных администрацией города Иркутска в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Иркутска от 09.07.2012 г. по гражданскому делу № 2-2158/2012 по иску Богданова С.П. к Администрации г. Иркутска о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением, об обаянии предоставить жилое помещение во внеочередном порядке установлено, что на основании распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска от 28.04.2012 г. № 303-02-69/12, Богданов С.П. поставлен на учет малоимущих граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Богданов С.П. является инвалидом первой группы, с диагнозом, согласно переченю заболеваний, при которых в силу Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г.№ 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Иск удовлетворен частично, за Богдановым С.П. признано право на внеочередное обеспечение жилым помещение, благоустроенным применительно к условиям г. Иркутска, отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска общей площадью не менее 18 кв.м. Кировский районный суд г. Иркутска обязал Администрацию г. Иркутска предоставить Богданову С.П. во внеочередном порядке жилое помещение благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска общей площадью не менее 18 кв.м.

Заочным решением Кировского районного суда г. Иркутска от 07.11.2011 г. по гражданскому делу № 2-4773/2011 по иску Ворошилова А.В. к Правительству Иркутской области, Администрации г. Иркутска о возложении обязанности предоставить Ворошилову А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью на состав семьи 1 человек, возложить обязанность заключить договор социального найма жилого помещения с Ворошиловым А.В. установлена, что Ворошилов А.В. является инвалидом второй группы, медицинский диагноз подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г.№ 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Ворошилов А.В. состоит в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Комитете по Управлению Октябрьским округом г. Иркутска с 26.05.2011 г. Исковые требования Ворошилова А.В. удовлетворены частично. Кировский районный суд г. Иркутска обязал Администрацию г. Иркутска предоставить Ворошилову Андрею Владимировичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью на состав семьи 1 человек, возложена обязанность заключить договор социального найма с Ворошиловым А.В.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31.05.2012 г. заочное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 07.11.2011 г. оставлено без изменения.

Решением Кировского районного суда Иркутской области от 22.09.2011 г. по гражданскому делу № 2-3670/2011 по иску Лузгиной Н.Т. к Администрации г. Иркутска предоставить Лузгиной Н.Т. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска не менее 18 кв.м., установлено, что Лузгина Н.Т. решением «О постановке на очередь» от 17.12.1984 г. № 601 поставлена на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. Лузгина Н.Т. является инвалидом второй группы, медицинский диагноз подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г.№ 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Исковые требования Лузгиной Н.Т. удовлетворены. Кировский районный суд г. Иркутска обязал Администрацию г. Иркутска предоставить Лузгиной Н.Т. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска общей площадью не менее 18 кв. м.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12.05.2011 г. по гражданскому делу № 2-2057/2011 по иску Навроцкого В.А. к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение установлено, что распоряжением председателя комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска от 14.12.2010 г. Навроцкий В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Навроцкий В.А. является инвалидом первой группы, медицинский диагноз подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г.№ 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Исковые требования Навроцкого В.А. удовлетворены. Кировский районный суд г. Иркутска обязал Администрацию г. Иркутска предоставить Навроцкому Е.А. во внеочередном порядке жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 18 кв.м.

Во исполнение указанных решений Кировского районного суда г. Иркутска Администрацией г. Иркутска с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» были проведены открытые аукционы по приобретению жилых помещений.

По результатам проведенных аукционов Администрацией г. Иркутска были заключены муниципальные контракты от 22.12.2011 г. № 010-64-2102/1, от 25.07.2012 г. № 010-64-1050/2, от 22.06.2012 г. № 010-64-901/12, от 14.09.2012 г. № 010-64-001322/2 на приобретение за счет средств бюджета г. Иркутска жилых помещений на общую сумму 5 664 642 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями № 18 от 28.12.2011 г., № 7 от 29.06.2012 г., № 1 от 20.09.2012 г., № 50 от 31.07.2012 г. № 51 от 31.07.2012 г. об оплате стоимости жилых помещений.

На основании указанных решений Кировского районного суда г. Иркутска Администрацией г. Иркутска были заключены договоры социального найма жилого помещения: с Навроцким В.А. – договор № 001648 от 14.02.2012 г., с Ворошиловым А.В. – договор № 001858 от 27.09.2012 г., с Лузгиной Н.Т. – договор № 001848 от 22.08.2012 г., с Богдановым С.П. – договор № 001881 от 22.11.2012 г.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. В удовлетворении требования к Министерству финансов Иркутской области суд отказал.

Выводы суда соответствуют нормам статьи 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), статьи 11 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах", статьям 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов), статьям 40, 41, 45, 52, 53 Конституции Российской Федерации, статьям 12, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, иск удовлетворен за счет ненадлежащего ответчика.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 года № 2280/10, в том случае, когда в результате предоставления жилого помещения по договору социального найма лицу, которому жилье подлежит предоставлению за счет средств федерального бюджета, администрация муниципалитета утрачивает возможность в последующем распоряжаться данным жилым помещением, она несет убытки, которые подлежат возмещению.

В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения могут предоставляться из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А78-6900/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также