Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу n А51-10062/2007. Изменить решениеПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело №А51-10062/2007 13-425 20 мая 2009г. №05АП-564/2009 Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 19.05.2009. Полный текст постановления изготовлен 20.05.2009. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Л.Ю. Ротко судей: Т.А. Аппаковой, Н.И. Фадеевой при ведении протокола судебного заседания секретарем К.И. Граждан при участии: от истца - Белоусова О.А. (уд. III №0006823, дов. №623 от 13.10.08); от ответчика - Котельников М.И. (гр.п. 0504 062099, дов. от 25.03.09); от третьего лица – представитель не явился (извещен); рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Трансбункер-Находка» на решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2008 по делу №А51-10062/2007 13-425 судьи Н.А. Анасенко по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» к закрытому акционерному обществу «Трансбункер-Находка» третье лицо: закрытое акционерное общество «Порт Восточные Ворота – Приморский завод» о взыскании 73 415 руб. 52 коп., УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу «Трансбункер-Находка» о взыскании 73 415 руб. 52 коп., составляющих плату за пользование вагонами на станционных путях и штрафа за задержку вагонов более 36 часов. Иск основан на статьях 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено закрытое акционерное общество «Порт Восточные Ворота – Приморский завод». Решением суда от 04.05.2007, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008, исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворены в полном объеме. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа №Ф03-5410/2008 от 29.12.2008 постановление суда апелляционной инстанции от 28.07.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд. Отмена судебного акта мотивирована тем, что не дана правовая оценка возражениям ответчика, составленным к ведомостям подачи и уборки вагонов, не выяснен вопрос о надлежащем уведомлении перевозчиком ответчика о прибытии в его адрес вагонов и о времени их подачи к выгрузке, не проверена законность начисления платы за пользование вагонами не принадлежащими «Российским железным дорогам». В судебном заседании представитель ЗАО «Транбункер-Находка» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. ОАО «Российские железные дороги» в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице своего представителя по апелляционное жалобы возразило, представителем представлен уточненный расчет взыскиваемой суммы, согласно которому 72 031 руб. 62 коп. плата и штраф за пользование вагонами «Российские железные дороги» и 1383 руб. 90 коп. плата за пользование вагонами, не принадлежащими «Российским железным дорогам». Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителя третьего лица. Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав доводы представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что состоявшееся по делу решение суда подлежит изменению в силу следующих обстоятельств. Как следует из материалов дела, в декабре 2003 года между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытым акционерным обществом «Порт Восточные ворота – Приморский завод» (владелец) на период с 30.01.2004 по 29.01.2009 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники. Согласно пунктам 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению по телефону. Пунктом 9 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов 8 часов 50 минут. В случае подачи группы, состоявшей из 20-ти вагонов с грузом мазут, при необходимости разогрева вязких и застывших грузов в теплый период года, технологический срок оборота вагонов может быть увеличен для IV группы на 2 часа при предоставлении владельцем подтверждающих документов и письменном согласовании начальника станции. В случае подачи группы вагонов состоящей из 20-ти вагонов с грузом мазут в зимний период года, технологический срок оборота вагонов 16 часов (в редакции соглашения от 2006г.). Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути в течение 3 часа после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (пункт 14). В соответствии с пунктом 20 договора владелец уплачивает перевозчику сборы за подачу и уборку вагонов, за пользование вагонами перевозчика и другие сборы и штрафы, предусмотренные действующими положениями. В пункте 18 договора стороны определили, что на условиях данного договора вагоны подаются, в том числе, закрытому акционерному обществу «Трансбункер-Находка», с которым владельцем /ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод»/ заключен договор на выполнение железнодорожных услуги №ЖД182/2006 от 01.01.2006. Установлено, что 13.12.2006 в адрес ЗАО «Трансбункер-Находка» на станцию Рыбники ДВЖД прибыли вагоны, которые длительное время находились на путях станции Рыбники вследствие невозможности подачи их под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки. В подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены: памятки приемосдатчика с указанием номеров вагонов, времени уведомления и завершении грузовой операции и уборки вагонов; акты общей формы №№602199, 602200, 602194, 602198, 602189, составленные по факту простоя вагонов в ожидании подачи из-за занятости фронта выгрузки, от подписания которых представитель ответчика отказался; ведомости подачи и уборки вагонов 900419, 900431, 900432, 900433, 900434, 900471, 900468, 900444, составленные на основании данных актов и подписанные представителем грузополучателя с возражениями. На основании актов общей формы №№602199, 602200, 602194, 602198, 602189 истец начислил ответчику плату за пользование вагонами на подъездном пути в сумме 22 990 руб. 88 коп., плату за пользование вагонами на станционных путях в сумме 67 116 руб. 87 коп. и штраф, предусмотренный статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 8400 руб., из которых ответчик добровольно уплатил 25 092 руб. 23 коп. Отказ ответчика от уплаты 73 415 руб. 52 коп., из которых 65 015 руб. 52 коп. платы за пользование вагонами и 8400 руб. штрафа послужил основанием для обращения ОАО «Российские железные дороги» с настоящим иском в арбитражный суд. Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №45. В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил). Представленные в материалы дела акты общей формы, подписанные приемосдатчиком и начальником станции, соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в силу части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов. В письменных возражениях к актам общей формы и ведомостям грузополучатель /ответчик/ указал на занятость фронта слива цистернами, находящимися под выгрузкой, не выполнением им норм выгрузки вагонов, установленных договором. Также в возражениях указано, что вагоны прибывали на трое суток раньше установленного срока доставки. Суд апелляционной инстанции не принимает доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в актах общей формы №№602199, 602200, 602194, 602198, 602189 отражены недостоверные сведения, поскольку сведения отраженные в актах соответствуют сведениям, указанным в памятках приемосдатчика, которые также опровергают доводы апелляционной жалобы. Статья 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Суд апелляционной инстанции, проверив обстоятельства, касающиеся уведомления ответчика о подаче вагонов под выгрузку, пришел к выводу, что порядок уведомления, установленный статьей 34 Устава железнодорожного транспорта, соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники. Данное обстоятельство подтверждается представленными доказательствами по делу (выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку). Довод апелляционной жалобы о нарушении истцом сроков уборки вагонов и о вине истца станционном простое суд апелляционной инстанции во внимание не принимает, как не подтвержденный документально. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, что в указанный период фронт выгрузки не был занят, а также, что ответчик извещал истца о своевременной готовности принять вагоны к выгрузке. Установлено, что в расчет исковых требований также открытое акционерное общество «Российские железные дороги» включило 1383 руб. 90 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащими «Российские железные дороги» (ведомость №902928, акт общей формы 602199). Из абзацев 3 и 4 пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу n А24-233/2008. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|