Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А51-13747/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПятый арбитражный апелляционный cуд 690007, г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2,4 Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А51-13747/2006 33-334 04 августа 2008 г. 0АП-610/2008 Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании «30» июля 2008 г., мотивированное постановление изготовлено «04» августа 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: О.Ю. Еремеевой, судей: Н.В. Алфёровой, З.Д. Бац при ведении протокола секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А. при участии в заседании: от МИФНС России № 3 по Приморскому краю: главный государственный налоговый инспектор Гайнатулин Д.Ф. по доверенности № 04/00179 от 15.01.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение № 264570 сроком действия до 31.12.2009; от КГУ «Приморское лесничество»: не явилось, извещено надлежащим образом; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного учреждения «Приморское лесничество» на решение Арбитражного суда Приморского края от 21.05.2008 по делу № А51-13747/2006 33-334, принятое судьей А.А. Фокиной по заявлению Краевого государственного учреждения «Приморское лесничество» к Межрайонной инстанции Федеральной налоговой службы № 3 по Приморскому краю о признании частично недействительным решения от 07.06.2006 № 8-р установил: Федеральное государственное учреждение «Спасский лесхоз» (далее по тексту – «заявитель», «лесхоз») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным решения от 07.06.2006 № 8-р Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Приморскому краю (далее по тексту – «Инспекция», «налоговый орган») в части доначисления налога, пеней и штрафа по операциям реализации древесины от рубок ухода за лесом и рубок промежуточного пользования и услуг по оформлению копий лесорубочных билетов с голограммами. В ходе рассмотрения дела в связи с реорганизацией ФГУ «Спасский лесхоз» в Краевое государственное учреждение «Спасский лесхоз» (далее - КГУ «Спасский лесхоз») заявитель заменён в порядке статьи 48 АПК РФ на КГУ «Спасский лесхоз». Решением от 16.07.2007 заявление лесхоза удовлетворено в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 63.451, 12 руб., соответствующих ему пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по эпизодам реализации услуг по оформлению копий лесорубочных билетов с голограммами и включению задатка по результатам конкурса в облагаемый оборот. Постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2007 решение суда первой инстанции изменено, оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 18.900 руб., пени в сумме 3.994, 89 руб. и привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3.780 руб. как несоответствующее требованиям подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. В остальной части заявления отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2008 постановление апелляционной инстанции от 01.10.2007 отменено в части отказа в удовлетворении требований КГУ «Спасский лесхоз» о признании недействительным решения Инспекции от 07.06.2006 № 8-р в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в связи с невключением в налогооблагаемую базу выручки от реализации древесины, полученной в 2003-2005 годах от рубок ухода за лесом и рубок промежуточного пользования в сумме 21.344 024,03 рублей, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела определением от 05.03.2008 в связи с реорганизацией КГУ «Спасский лесхоз» в форме присоединения к КГУ «Приморское лесничество» на основании статьи 48 АПК РФ судом произведено процессуальное правопреемство и Краевое государственное учреждение «Спасский лесхоз» заменено на его правопреемника Краевое государственное учреждение «Приморское лесничество». Решением от 21.05.2008 суд признал недействительным решение Инспекции от 07.06.2006 № 8-р «О привлечении налогоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» по пункту 1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 6.527,14 руб., в том числе за 2003 год - 3.465,98 руб. (май - 51,02 руб., июнь -81,75 руб., июль - 437,24 руб.. август - 243,90 руб., сентябрь - 660,88 руб., октябрь - 360,07 руб.. ноябрь - 1.076.45 руб.. декабрь - 554,67 руб.), за 2004 год - 3.061,16 руб. (январь - 311.02 руб., февраль - 1.654,85 руб., март - 52,92 руб., июль - 427,57 руб., август - 104.80 руб., сентябрь - 226.83 руб., ноябрь - 283.17 руб.), по пункту 2.1 «а» в части предложения уплатить сумму налоговых санкций в размере 6.527,14 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, в остальной части в удовлетворении требований отказал. Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, Инспекция просит его отменить в части удовлетворения требований заявителя и считает, что судом при вынесении решения в данной части применен, не подлежащий применению с учетом обстоятельств данного дела пункт 3 статьи 111 НК РФ. В обоснование заявленных требований налоговый орган указывает на то, что письмо МНС РФ от 05.04.2001 № ВП-6-18/274@, на которое сослался суд первой инстанции, адресовано исключительно налоговым органам для использования в работе (но не с разъяснением применения налогового законодательства) по рассмотрению жалоб, а не налогоплательщикам с разъяснением законодательства о налогах и сборах. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что в указанном письме говориться не только о практике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, и полагает, что отсутствие в спорном периоде такой практики не означает, что налогоплательщик мог воспользоваться практикой иных судов, как разъяснением действующего законодательства о налогах и сборах. Указанный вывод суда, по мнению Инспекции, не соответствует содержанию письма МНС РФ от 05.04.2001 и противоречит подпункту 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ (в редакции, действовавшей в период 2003 - 2004 г.г.), согласно которому компетентным органом, дающим разъяснение по вопросам исчисления налогов, являлось МНС РФ, а не суд. В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. КГУ «Приморское лесничество», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило, письменный отзыв на апелляционную жалобу Инспекции в порядке статьи 262 АПК РФ не представило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя лесхоза. Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя налогового органа, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее: МИФНС России № 3 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка лесхоза по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет НДС за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. По результатам проверки составлен акт проверки от 04.05.2006 № 8р и 07.06.2006 налоговым органом вынесено решение № 8-р о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в размере 534.150,30 руб., в том числе: за период с мая 2003 года по декабрь 2003 года - 157.408,39 руб.; с января 2004 года по декабрь 2004 года - 239.622,82 руб.; с января 2005 года по декабрь 2005 года - 137.119.09 руб. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченный НДС в сумме 3 092 265, 58 коп. и пени за его несвоевременную уплату. Лесхоз не согласился с решением Инспекции и обжаловал его в арбитражный суд, за исключением эпизода по доначислению НДС от реализации населению электроэнергии. Предметом повторного рассмотрения указанного дела в суде инстанции являлось установление правомерности вынесенного Инспекцией решения в части налоговых санкций, наложенных за неуплату НДС, доначисленного от оборотов по реализации древесины, полученной от мер по уходу за лесом и рубок промежуточного лесопользования. Согласно статье 143 НК РФ заявитель является плательщиком НДС. В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Как следует из материалов дела, заявитель в 2003-2005 годах осуществлял операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом (рубок ухода), которые в соответствии со статьей 146 НК РФ подлежат налогообложению на общих основаниях. В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия). Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В соответствии с пунктом 3 статьи 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, что соответствует позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 35 постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения, подлежат обязательному установлению налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика в качестве налогового правонарушения, и должны учитываться налоговым органом при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Как установлено материалами дела, лесхоз в обоснование правомерности не включения им в налогооблагаемую базу по НДС денежных средств от реализации древесины, считал их средствами целевого финансирования, неподлежащими обложению данным налогом и руководствовался при этом разъяснениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 05.04.2001 № ВП-6-18/274@, данным неопределенному кругу налогоплательщиков, согласно которому при рассмотрении жалоб налогоплательщика налоговый орган должен учитывать судебную практику. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» поскольку согласно положениям НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), то в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица. К разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При применении данной нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц. В связи с этим коллегией не принимается как несостоятельный довод заявителя жалобы о том, что письмо МНС РФ от 05.04.2001 № ВП-6-18/274@ адресовано исключительно налоговым органам для использования в работе, а не налогоплательщикам и не связано с разъяснением применения налогового законодательства. До декабря 2004 года судебная практика по данному вопросу отсутствовала и лесхоз руководствовался разъяснениями, данными в письме Госналогслужбы и Минфина России от 28.12.1994 № 02-3-05, от 06.01.1995 № 9-5-2/1, а также в письмах МНС РФ от 24.02.2000 № ВГ-15-03/379 и от 05.04.2001 № ВП-6-18-274®, и судебной практикой, сложившейся в пользу лесхозов. Судебная практика в 2003-2004 годах относила средства, полученные от реализации лесопродукции от рубок хода за лесом, к бюджетным источникам финансирования деятельности лесхоза, которые не подлежали обложению НДС. На необходимость применения в спорном случае нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ с учетом правовой позиции Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 35 постановления от 28.02.2001 № 5, с целью установления наличия или отсутствия вины заявителя в совершении налогового правонарушения, указал и арбитражный суд кассационной инстанции в постановлении от 24.01.2008 по настоящему делу, указания которого, в том числе по вопросам толкования закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело согласно абзацу 2 пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ. Поскольку судебная практика, не позволяющая налогоплательщику не учитывать выручку от реализации древесины в целях налогообложения, сложилась только, начиная с декабря 2004 года (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 № 3332/04, 1331/04, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А51-4668/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|