Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу n А24-2558/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                            Дело

№ А24-2558/2008

28 июля 2009г.

№ 05АП-1706/2009

Резолютивная часть постановления оглашена  22 июля 2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено  28 июля 2009г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: З.Д.Бац,

судей: О.Ю. Еремеевой, Г.А.Симоновой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.,

при участии:

стороны не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы  по Камчатскому краю на решение от 25.03.2009 судьи А.М. Сакун, по делу №А24-2558/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Управления Федеральной налоговой  службы по Камчатскому краю о признании незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю,

           УСТАНОВИЛ:

 

        Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее по тексту – УФНС России по Камчатскому краю) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее по тексту – УФАС  по Камчатскому краю) по проведению планового контрольного мероприятия, изданию акта от 04.04.2008 № 09/08 и предписаний № 1-24.

        Решением Арбитражного суда Камчатской области от 26.08.2008 по делу №А24-25582008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением от 30.12.2008 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа №ФОЗ-5518/2008 решение Арбитражного суда Камчатской области от 26.08.2008 № А24-2558/2008 в части признания незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, выразившихся в проведении планового контрольного мероприятия и издания акта от 18.04.2008 № 15/08 отменено, дело в данной части направлено на новое рассмотрение.  В остальной части судебный акт оставлен без изменения.

         При новом рассмотрении дела решением суда от 25.03.2009г.действия должностных лиц Управлении Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по проведению контрольного мероприятия  и изданию акта 18.04.2008 № 15/08  признаны незаконным, поскольку не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы УФНС России по Камчатскому краю.

           Не согласившись с решением суда, УФАС по Камчатскому краю обратилось в суд с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к тому, что  действия  управления по контролю  в сфере размещения заказов являются законными, не нарушающими интересы  налоговой службы в сфере экономической деятельности, поскольку права на такую деятельность у  налогового органа отсутствуют. Заявитель жалобы считает, что отсутствие разработанного и утвержденного Министерством экономического развития России порядка проведения плановых и внеплановых проверок не свидетельствует о том, что уполномоченный на осуществление контроля за размещением заказоd орган не имеет законного основания на осуществление данных проверок. 

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

От УФНС России по Камчатскому краю в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором указано, что налоговый орган  с доводами жалобы УФАС России по Камчатскому краю не согласен в полном объеме, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Принимая во внимание неявку сторон, суд на основании п.3 ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в их отсутствие по имеющимся в деле документам.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что  на основании приказа и.о. руководителя Камчатского УФАС  России от 07.04.2008 № 35-П инспекцией вышеназванного Управления в период  с 15.04.2008 по 18.04.2008 года  проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения налоговым органом  требований Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» за 2007 год  и  текущий  период 2008 года, по результатам  которого составлен акт от 18.04.2008                          № 15/08.

В акте нашли отражение выявленные инспекцией  нарушения в сфере размещения заказов для государственных нужд. Акт направлен  налоговому органу письмом от 05.05.2008 № 600/08. Вместе с актом направлены предписания б/н об устранении выявленных нарушений Закона № 94-ФЗ. 

         Не согласившись с действиями должностных лиц антимонопольного органа по проведению контрольного мероприятия, изданию акта от 18.04.2008 № 15/08 и предписаний № 1-24 заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

          Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для               осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов.

        В соответствии с частью 1 статьи 17Федерального закона от 21.07.2005 № 94 –ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 94-ФЗ) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

      Согласно части 3 статьи 17 Закона № 94-ФЗ плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

       Исходя из положений части 3 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, следует, что плановыми проверками являются мероприятия  по контролю, проводящиеся в соответствии  с планом, утвержденным на полугодие руководителем уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов.

       Как установлено судом и подтверждается материалами дела,   15 января 2008 года исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю утвержден план проведения контрольных мероприятий Камчатского УФАС на 1 полугодие 2008 года (т.2, л.д. 34-37), в соответствии с которым на апрель 2008 года запланирована проверка УФНС России по Камчатскому краю по вопросам соблюдения требований  Закона № 94-ФЗ.

17 апреля 2008 года исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю издан приказ № 35–П «О проведении контрольного мероприятия»                         (т.1, л.д. 148), на основании которого 18 апреля 2008года должностными лицами УФАС России по Камчатскому краю в составе  Иванцова А.Г., Семухина А.К. и Крук Е.Н.  проведено плановое мероприятие   по проверке соблюдения налоговым органом  требований Федерального закона № 94-ФЗ за 2007 год  и  за текущий  период 2008 года, по результатам  которого составлен акт от 18.04.2008 № 15/08, в котором нашли отражение  выявленные анртимонопольным органом  нарушения  в сфере размещения заказов  для государственных нужд.

        Таким образом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю была проведена плановая проверка в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 94-ФЗ в пределах установленных полномочий, в связи с чем вывод суда о нарушении Управлением порядка проведения  плановых проверок является ошибочным, а довод заявителя жалобы – обоснованным. 

        Указание  в приказе № 35–П и в акте проверки от 18.04.2008 № 15/08 на проведение сотрудниками УФАС России по Камчатскому краю планового контрольного мероприятия вместо плановой проверки не влияет на законность его проведения.

        Признавая действия должностных лиц УФАС России по Камчатскому краю по проведению планового контрольного мероприятия незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что  антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, так как применена не предусмотренная законом  форма контроля, и что приказ издан на проведение контрольных мероприятий, что акт  подписан инспекцией в составе 3-х человек, из которых  сформирована инспекция, а подписание акта инспекцией  в составе 3, а не 5  работников влечет незаконность оформления результатов проверки.

       Коллегия суда  апелляционной инстанции с выводом суда 1 первой инстанции согласиться не может.

        В соответствии с приказом № 135 от 17.04.2008  сформирована инспекция в составе 3-х человек: Иванцова А.Г., Семухина А.К., Крук  Е.Н. (т.1 л.д.148) членам инспекционной группы выданы удостоверения  на право проведения проверки соблюдения  антимонопольного законодательства.

       Приказ издан в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий от 15.01.2008, согласно которому (п.10)  на апрель 2008 года запланирована проверка УФНС по Камчатскому краю по контролю за соблюдением  требований Федерального закона № 94-ФЗ (т.2 л.д.34). По результатам проверки составлен акт № 15/08 от 18.04.2008, содержащий данные, которые были установлены Федеральным законом № 134-ФЗ от 08.08.2001, в редакции, действующий в период  проверки.

 Таким образом, назначение и проведение проверки, как  и составление акта по ее результатам, соответствовало требованиям указанного выше Закона, в связи с чем действия УФАС  не могут быть  признаны незаконными, несмотря  на то, что были проведены плановые контрольные  мероприятия, а не плановая проверка. К тому же, суд апелляционной инстанции считает, что проведение плановых  контрольных мероприятий не противоречит Закону № 134-ФЗ, так как в соответствии со статьей 2  мероприятия  по контролю – это совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю, а статья 7 этого же Закона устанавливает требования к организации и проведению мероприятий по контролю, предусматривающие плановые и внеплановые мероприятия по контролю.

Приведенные  судом  обоснования незаконности  действий УФАС по Камчатскому краю по проведению и изданию акта проверки коллегия считает ошибочными, поскольку они построены на положениях    Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной  антимонопольной службой и ее территориальными органами, разработанными  ФАС России, доведенных до территориальных органов письмом от 25.05.2007 года № АЦ/8325.

Несоблюдение УФАС по Камчатскому краю рекомендаций, содержащихся в вышеназванном акте, при том, что действия отвечают требованиям Закона № 134-ФЗ, не может служить основанием для признания  незаконными действий и акта УФАС.

Для признания действий и акта незаконными в соответствии со статьей 201 АПК РФ необходима совокупность 2-х условий: действия должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя. Отсутствие одного из этих условий является основанием для отказа в  удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенных обстоятельств,  коллегия  считает, что решение суда подлежит отмене, а требования УФНС России по  Камчатскому краю  – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 25.03.2009 по делу №А24-2558/2008 отменить.

В удовлетворении заявления о признании незаконными действия  должностных лиц УФАС России по Камчатскому краю по проведению планового контрольного мероприятия  и изданию акта от 18.04.2008 № 15/08 отказать.

        Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                  З.Д. Бац

   Судьи                                                                                                            О.Ю. Еремеева

                                                                Г.А. Симонова

                                                                                           

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу n А51-565/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также