Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А59-81/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А59-81/2014 17 июля 2014 года Резолютивная часть постановления оглашена 10 июля 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2014 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Ю. Еремеевой, судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-коммерческая фирма «Сфера», апелляционное производство № 05АП-7615/2014 на решение от 15.04.2014 судьи В.Н. Джавашвили по делу № А59-81/2014 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно – коммерческая фирма «Сфера» (ИНН 6501085380, ОГРН 1026500529131, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.10.2002) к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ИНН 6500000761, ОГРН 1026500520364, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.08.2002) третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Призма» о признании незаконным решения, оформленного письмом от 04.10.2013 № 04 – 7989/13, при участии в заседании: от заявителя: представитель И.В. Смирнова (паспорт, доверенность от 17.01.2014 № 03/14); от Министерства: представитель А.М. Полунина (паспорт, доверенность от 31.03.2014); от третьего лица: не явились, уведомлены надлежаще; УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Строительно – коммерческая фирма «Сфера» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее по тексту – «Министерство») о признании незаконными действия (бездействия), выраженных в отказе, оформленном письмом от 04.10.2013 № 04-7989/13, от внесения изменений в договор аренды земельного участка от 27.02.2012 № 01500 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 65:01:0503002:142 на разрешенное использование «для строительства малоэтажных жилых домов», и об обязании Министерства внести такие изменения в договор аренды. Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Призма». Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 15.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, заявитель считает, что основания для отказа во внесении изменений в договор аренды у Министерства отсутствовали. Пояснил, что в настоящее время органом кадастрового учета внесены изменения в сведения о земельном участке, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, и разрешенным использованием земельного участка является «для строительства малоэтажных жилых домов», что подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка. Оснований для проведения аукциона на право аренды спорного земельного участка в целях предоставления его для строительства жилых объектов не усматривает, так как отношения, связанные с арендой земельного участка, между заявителем и Министерством уже возникли и оснований для прекращения договора аренды не имеется. Министерство в письменном отзыве, подержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит. Третье лицом в письменном отзыве, переданном через канцелярию суда, доводы апелляционной жалобы поддержало. Считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права. В судебное заседание третье лицо не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее. Земельный участок площадью 3042 кв.м с кадастровым номером 65:01:0503002:142, расположенный по адресу: г.Южно-Сахалинск, южная сторона, ул.Зима, севернее реки «Зима», был сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием «для строительства объекта «торгово-обслуживающий комплекс». На основании договора аренды от 27.02.2012 № 01500 указанный земельный участок передан в аренду ООО «Нобиле» на срок с 27.02.2014 по 07.08.2014 для строительства торгово-обслуживающего комплекса. Соглашением от 19.07.2012 права и обязанности арендатора по договору аренды переданы заявителю. 11.09.2013 заявитель обратился в Министерство с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 65:01:0503002:142 с вида «для строительства объекта «торгово-обслуживающий комплекс» на вид «для строительства малоэтажных жилых домов» и о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка. Письмом от 04.10.2013 № 04-7989/13 Министерство отказало во внесении изменений в договор аренды, указав, что в соответствии с пунктом 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Не согласившись с действиями Министерства и посчитав их нарушающими права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего. Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом. Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса). По правилам пункта 8 статьи 31 и пунктов 1, 2 статьи 32 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0503002:142 был выбран по заявлению ООО «Нобиле» и сформирован для строительства торгово-обслуживающего комплекса. Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области от 24.12.2008 № 1454-р ООО «Нобиле» предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт выбора соответствующего земельного участка. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Следовательно, спорный земельный участок может быть предоставлен только для целей, для которых он был сформирован – для строительства торгово-обслуживающего комплекса. Иной подход к правовому статусу земельного участка противоречит смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и предусмотренной данной статьей процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Из заявления, поданного в Министерство, следует, что общество планирует использовать земельный участок под строительство малоэтажных жилых домов, что не соответствует целям, для которых земельный участок с кадастровым номером 65:01:0503002:142 был образован. Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. При этом арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. По правилам пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества. В связи с наличием договорных отношений с Министерством как лицом, уполномоченным на распоряжение землей, изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А51-39362/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|