Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А51-14253/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-14253/2014 27 августа 2014 года Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.В. Гуцалюк, судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хасанской таможни, апелляционное производство № 05АП-11118/2014 на определение от 25.07.2014 судьи Ю.С. Турсуновой по делу № А51-14253/2014 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Хасанской таможни (ИНН 2531005522, ОГРН 1022501193945, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2002) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005) о признании незаконным предписания в части, при участии: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: представитель Деревяшкина Н.В. по доверенности от 21.04.2014, сроком на один год, паспорт; от Хасанской таможни: представитель Шеремет А.Ю. по доверенности от 08.08.2013 № 05-17/414, сроком до 31.12.2014, удостоверение ГС № 039456. УСТАНОВИЛ: Хасанская таможня (далее – таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее – Управление, административный орган) № 65 от 14.02.2014 в части требования по организации и проведению посредством лабораторно-инструментальных измерений производственного контроля за вредными производственными факторами на рабочих местах сотрудников отделов и отделений, в том числе, где эксплуатируются ПЭВМ (с учётом уточнения заявленных требований). Определением от 25.07.2014 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду. Таможня, не согласившись с указанным судебным актом, полагая его принятым с неправильным применением закона, обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой. В обоснование жалобы апеллянт указал, что предписание административного органа в оспариваемой части возлагает на таможню дополнительные расходы, подлежащие финансированию из государственного бюджета, а неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для таможенного органа последствия в виде штрафных санкций. Считает, что экономической составляющей в рассматриваемом случае является деятельность таможни по проведению таможенного контроля, содействию развитию внешней торговли Российской Федерации, взиманию таможенных пошлин, осуществлению контроля за валютными операциями и пр. Полагает, что в данном споре таможня выступает не в качестве работодателя, а в качестве государственного органа, наделённого федеральным законом отдельными государственными полномочиями, ввиду чего затрагивающее права и интересы таможни предписание подлежит оспариванию в порядке статьи 198 АПК РФ. В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Представитель Управления в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее: На основании распоряжения руководителя Управления № 65 от 17.01.2014 в отношении таможни проведена внеплановая документарная проверка по контролю за исполнением ранее выданного предписания № 2617 от 14.01.2013, со сроком исполнения до 14.01.2014. Письмом №08-11/241 от 14.01.2014 таможенным органом представлена информация о выполнении предписания № 2617 от 14.01.2013. Поскольку предоставленные таможенным органом сведения не позволили оценить исполнение предписания, Управлением в соответствии с требованием статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в адрес таможни направлен запрос № 653 от 21.01.2014. По результатам проведения проверки установлено частичное исполнение ранее выданного предписания № 2617 от 14.01.2013 (акт проверки № 65 от 14.02.2014), по результатам данной проверки составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2014 о привлечении таможни к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Также Управлением выдано предписание об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений № 65 от 10.02.2014, со сроком исполнения до 10.02.2015. Не согласившись с указанным предписанием в части требования по организации и проведению посредством лабораторно-инструментальных измерений производственного контроля, таможенный орган обратился в арбитражный суд, который определением от 25.07.2014 прекратил производство по делу. Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает определение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в связи со следующим. Давая оценку требованиям таможни, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что правоотношения, по поводу которых возник спор, являются трудовыми и не связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью таможни, а следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом. Судебная коллегия считает названный вывод суда первой инстанции обоснованным исходя из следующего. Правовые основы производственного контроля установлены Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), статьёй 11 которого предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ). Пунктами 1 и 2 статьи 27 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. При этом критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Из материалов дела усматривается, что Управление в ходе проверки обнаружило нарушения в области безопасности труда, что следует из содержания предписания от 14.02.2014, которым таможне предписано провести мероприятия производственного контроля в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» и требованиями СанПиН 2.6.1.2369-08 «гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, введённые в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118, направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ (пункт 1.3), устанавливают требования к рабочим местам с использованием ПЭВМ (пункт 1.9). Статьёй 11 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. СанПиН 2.6.1.2369-08 «гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками», введённые в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2008 № 37, регламентируют требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками (пункт 1.1.1). В соответствии со статьёй 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Подпунктом «а» пункта 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, на осуществление данного вида надзора уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы. Предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (пункт 12 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре). На основании изложенного судебная коллегия установила, что спор между Управлением и таможней возник из отношений по обеспечению таможней как работодателем надлежащих условий охраны труда работников Хасанской таможни. В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК РФ). Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 29 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда; 2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А51-15227/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|