Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n А51-14106/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-14106/2014

26 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Аппаковой,

судей К.П. Засорина, С.В. Шевченко,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Б. Киселевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-11975/2014

на решение от 05.08.2014

судьи Е.В. Кобко

по делу № А51-14106/2014 Арбитражного суда Приморского края

по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Приморская генерация» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата регистрации 19.12.2005)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата регистрации 21.06.2007),

третье лицо: Администрация г. Владивостока

о взыскании 2 467 274 рублей 98 копеек,

при участии:

от истца: представитель Ерёмин И.В. (доверенность от 10.01.2014 № 51/15, сроком действия по 01.02.2018, со специальными полномочиями, паспорт); от ответчика: представитель Якушева Т.А. (доверенность от 30.12.2013 № 20/37243, сроком действия по 31.12.2014, со специальными полномочиями, удостоверение № 4534);

от третьего лица: не явились;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Приморская генерация» (далее – ОАО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 2 380 208 рублей 31 копейки, суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 87 066 рублей 67 копеек.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Владивостока.

Истец неоднократно уточнял исковые требования, согласно последнему заявлению просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 2 380 208 рублей 31 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 147 820 рублей 85 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 2 380 208 рублей 31 копейки, за период начиная с 01.06.2014 по дату фактической оплаты долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, равной 8, 25 % годовых. Производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта просил прекратить.

Суд первой инстанции, рассмотрев частичный отказ истца от требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акт, руководствуясь статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), прекратил производство по делу по требованию в указанной части. Суд также в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнение заявленных истцом требований.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2014 заявленные истцом требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой указал, что размер арендной платы определён в соответствии с судебным актом по арбитражному делу № А51-16363/2012. Пояснил, что Методика определения размера арендной платы не оспорена. Арендная плата подлежит внесению в соответствии с условиями договора аренды. Кроме того, судом не учтена необходимость корректировки размера арендной платы на уровень инфляции. Изложенные обстоятельства, по мнению апеллянта, являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщён судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. В отзыве истец указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения.

Отзыв на апелляционную жалобу ответчика также поступил от третьего лица, которое просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении требований – отказать.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие.

Представитель апеллянта и представитель истца поддержали свои позиции по делу, изложенные в письменных документах.

Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для изменения решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что 20.10.2009 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (Арендодатель) и ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (Арендатор) заключили Договор аренды земельного участка № 01-Ю-11185, согласно которому Арендодатель на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 22.05.2009 № 488-р предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:010045:0001 площадью 478154 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, д. 53а, для использования в целях дальнейшей эксплуатации золоотвала.

Срок аренды участка установлен с 01.01.2007 по 31.12.2022. Земельный участок был передан Арендатору по акту приема-передачи от 20.10.2009.

Согласно п.2.1 договора арендная плата составляет 433 826 рублей 14 копеек в месяц.

Вышеуказанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.12.2009 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому края за № 25-25-01/156/2009-334.

Соглашением от 02.03.2011 стороны внесли изменения в пункт 2.1. договора аренды, согласно которому арендная плата устанавливается в размере 18 437 371 рубль 33 копейки в год.

В соответствии с решением Арбитражного суда Приморского края от 03.04.2013 по делу № А51-16363/2012 заключено дополнительное соглашение, согласно которому размер годовой арендной платы составляет 12 291 580 рублей 10 копеек.

Истец, полагая, что ответчик неосновательно обогатился за его счет в сумме 2 380 208 рублей 31 копейки в связи с отказом произвести перерасчет ставки арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 347 от 18.06.2013, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Признавая обоснованной позицию истца о применении к спорным правоотношениям при расчёте размера арендной платы положений Приказа Минэкономразвития РФ № 347 от 18.06.2013, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Законом Приморского края от 18.12.2006 №21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных администрации Приморского края от 08.02.2007 №23-па, от 12.02.2007 №28-па.

Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 №116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, которому переданы функции в области земельных отношений.

Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 №263-па Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

В соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 25.10.2012 № 294-па «О реорганизации департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и департамента имущественных отношений Приморского края» Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

Согласно Положению о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий, в том числе государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края. отношений Приморского края согласно Постановлениям Фактически по Договору аренды земельного участка № 01-Ю-11185 от 20.10.2009 между истцом и ответчиком, сложились обязательственные отношения согласно нормам Главы 34 «Аренда» ГК РФ.

В силу положений части 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

В соответствии с частью 2 статьи 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Как установлено в абзацах 1, 2  части 3 статьи  65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При этом согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», утвержденных Постановлением № 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по её расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» было решено установить ставку арендной платы в размере 6,12 руб. за кв.м. соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n А59-2762/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также