Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А51-13904/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-13904/2014 29 января 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.Б. Култышева, судей С.М. Синицыной, Д.А. Глебова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповой А.О., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий порт «Ливадия», апелляционное производство № 05АП-15890/2014 на решение от 13.11.2014 судьи В.И. Куриленко по делу № А51-13904/2014 Арбитражного суда Приморского края по иску общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий порт «Ливадия» (ИНН 2508060395, ОГРН 1032500699274) к открытому акционерному обществу «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» (ИНН 2508001449, ОГРН 1022500697471) об установлении права ограниченного пользования участком, при участии: от истца – Овчарук С.А. по доверенности от 19.05.2014 №4 сроком действия на один год, паспорт, от ответчика – Маляев С.В. по доверенности от 21.04.2014 сроком действия на три года, паспорт УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческий порт «Ливадия» (далее ООО «КП «Ливадия», истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «ЕВРАЗ НМТП» (далее ОАО «ЕВРАЗ НМТП», ответчик) об установлении права бессрочного ограниченного пользования участком подъездного железнодорожного пути не общего пользования № 4 протяженностью 750 погонных метров, расположенного по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Астафьева,13 А, об установлении соразмерной платы за сервитут в размере 100 (ста) рублей за проезд одного железнодорожного вагона для ООО «Коммерческий порт «Ливадия». 29.09.2014 судом в порядке статьи 49 АПК РФ приняты уточненные исковые требования, истец просил суд обязать ОАО «ЕВРАЗ НМТП» не чинить препятствий в пользовании сооружением – подъездной железнодорожный путь № 4, назначение: подъездной путь, протяженностью 750 п.м, адрес объекта: Приморский край, г. Находка, ул. Астафьева, 13 в период прохождения железнодорожного локомотива с вагонами, подаваемого в адрес ООО «Коммерческий порт «Ливадия» с железнодорожной станции мыс Астафьева и обратно, демонтировать ворота, обязать ОАО «ЕВРАЗ НМТП» подписать с ООО «Коммерческий порт «Ливадия» соглашение о сервитуте в редакции, предложенной истцом. Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2014 в удовлетворении искового требования отказано. Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Коммерческий Порт Ливадия» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2014 отменить. В обоснование жалобы заявитель указал, что вопреки требованиям Устава железнодорожного транспорта договор относительно использования пути железнодорожного транспорта необщего пользования не подписан со стороны ответчика по итогу предложений истца, что свидетельствует о невозможности эксплуатации истцом своего имущества без установления требуемого сервитута. Полагал, что судом первой инстанции не дана оценка обстоятельству гарантирования со стороны ОАО «РЖД» подачи и уборки вагонов истца, не оценены представленные доказательства затруднения доступа к путям истца из-за установки ворот ответчиком – технический паспорт сооружения подъездной железнодорожный путь № 1, инструкции о порядке обслуживания и организации движения. Полагает, что позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 16.02.2010 №13138/09, не применима к правоотношениям сторон, поскольку законодательством по сути установлена особая форма соглашения о сервитуте в отношении железнодорожных путей необщего пользования, не дана оценка тому, что истец направил ответчику предложение заключить соглашение о сервитуте, которое соответствовало требованиям Устава железнодорожного транспорта было оставлено без ответа. Полагал не рассмотренным судом первой инстанций требования истца о демонтаже ворот. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, обжалуемое решение просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возразил. Обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств. Как следует из материалов дела, ООО «Коммерческий порт «Ливадия» является собственником сооружения – подъездной железнодорожный путь №2, назначение: подъездной путь, протяженность 131 п.м, инв. №05:414:001:7949700, адрес объекта: Приморский край, г. Находка, начинается в 501 м. к северо-западу от здания по ул. Астафьева, 21Б, проходит в северо-восточном направлении, заканчивается в 508 м к северу от здания по ул. Астафьева, 21Б и сооружения – подъездной железнодорожный путь № 1, назначение: подъездной путь, протяженность 230 п.м, инв. №05:414:001:7949690, адрес объекта: Приморский край, г. Находка, начинается в 505 м к северо-западу от здания по ул. Астафьева, 21Б, проходит в северо-восточном направлении, заканчивается в 513 м к северу от здания по ул. Астафьева, 21Б (свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2009 25-АБ № 222443, свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2009 25-АБ № 222468). Подача, расстановка на места погрузки, выгрузка и уборка вагонов с указанных железнодорожных путей производится через принадлежащий ООО «ЕВРАЗ НМТП» железнодорожный путь не общего пользования №4, протяженностью 750 погонных метров, расположенный по адресу: Приморский край, город Находка, ул. Астафьева, 13А. Между ООО «Коммерческий порт «Ливадия» и ОАО «Находкинский морской торговый порт» заключался договор от 26.02.2006 №06-66/ПР услуг по использованию железнодорожных подъездных путей о предоставлении ответчиком за плату услуг по использованию железнодорожного пути не общего пользования №4, впоследствии расторгнутый по соглашению сторон 31.05.2009. ООО «Коммерческий порт «Ливадия» обратился к ОАО «ЕВРАЗ НМТП» с предложением от 25.03.2014 (исх. №17) о заключении договора на пользование железнодорожным путем №4 для ежемесячного прохождения 15-20 вагонов с генеральными грузами, однако ответчиком отказано истцу в заключении договора в связи с низкой пропускной способностью Порта по станции Мыс Астафьева и занятостью путей под выгрузкой вагонов. Истец, полагая, что такой отказ нарушает права и интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сочтя, что истец не представил арбитражному суду доказательств, достаточно и достоверно подтверждающих обстоятельства необходимости установления спорного сервитута, невозможности, затруднительности эксплуатации истцом своего имущества без установления спорного сервитута, указав также, что в Постановлении от 16.02.2010 №13138/09 Президиум ВАС РФ сформулировал позицию о невозможности установления сервитута на железнодорожные пути необщего пользования. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего. На основании пункта 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Как прямо предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 274 Кодекса, сервитут может устанавливаться для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16.02.2010 № 13138/09, отношения между владельцами путей необщего пользования, связанные с получением доступа к путям общего пользования, не могут возникать как отношения вещно-правовые по своему характеру посредством установления вещного права (сервитута) владельца одного из таких путей на путь, принадлежащий другому владельцу, если действующее законодательство рассматривает и регулирует эти отношения как отношения обязательственные, возникающие из договора между владельцами железнодорожных путей. В данном случае спорные отношения сторон прямо регулируются специальными нормами транспортного законодательства - Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав). Как указано в части первой статьи 1 Устава, Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Согласно статье 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. В силу статьи 64 Устава между названными лицами могут заключаться договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов. При этом, отмеченные нормы не запрещают заключения соответствующих договоров между владельцами железнодорожных путей необщего пользования, не примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что требование истца об обязании ОАО «ЕВРАЗ НМТП» подписать с ООО «Коммерческий порт «Ливадия» соглашение о сервитуте удовлетворению не подлежит, поскольку интересы истца в части обеспечения доступа к железнодорожным путям общего пользования через принадлежащий ответчику железнодорожный путь необщего пользования подлежат обеспечению иным способом – путем заключения соответствующего договора в порядке статьи 60 Устава железнодорожного транспорта РФ. Доводы апеллянта об обратном не основаны на нормах права и сводятся к произвольному приравниванию соглашения о сервитуте, направленного на установление вещно-правового отношения, к вышеуказанному договору, в связи с чем во внимание не принимаются. Судебная коллегия принимает во внимание сохранение за истцом реальных возможностей по заключению соответствующего договора с ответчиком в соответствии с требованиями транспортного законодательства, возможностей использования иных способов правовой защиты своих интересов при необоснованном уклонении ответчика от предложения о заключении данного договора, сделанного в соответствии с положениями Устава железнодорожного транспорта РФ. В связи с изложенным доводы об отсутствии оценки судом иных обстоятельств – гарантирование ОАО «РЖД» подачи и уборки вагонов истца, затруднения доступа к путям истца из-за установки ворот ответчиком, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и коллегией не проверяются. Также суд первой инстанции сделал верный вывод, что требование истца об обязании ответчика не чинить истцу препятствий в пользовании принадлежащим ответчику имуществом - подъездным железнодорожным путем № 4, удовлетворению также не подлежит, поскольку истец, ссылаясь на положения статьи 304 ГК РФ, дающей собственнику возможность требовать устранения конкретных нарушений его права, по сути требует предоставления ему права беспрепятственно использовать в собственных интересах чужое имущество. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенный обоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении требования истца не чинить истцу препятствий в пользовании принадлежащим ответчику имуществом по существу направлен также на обоснование отказа в демонтаже ворот, препятствующих эксплуатации пути необщего пользования, как конкретизирующего аспекта общего требования не чинить препятствий в пользовании, в силу чего у апелляционной коллегии не имеется оснований для вывода о не рассмотрении судом первой инстанции данного требования истца, что служит основанием для отклонения соответствующего довода жалобы. В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения. Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2014 по делу №А51-13904/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев. Председательствующий С.Б. Култышев Судьи С.М. Синицына
Д.А. Глебов Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А51-24694/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|