Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу n А51-20707/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-20707/2014 05 февраля 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 03 февраля 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.М. Синицыной, судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока, апелляционное производство № 05АП-38/2015 на решение от 13.11.2014 судьи А.К. Калягина по делу № А51-20707/2014 Арбитражного суда Приморского края по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Назаровой Натальи Николаевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация города Владивостока, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, при участии: от истца - Плотникова С.В. по доверенности от 18.06.2014 сроком действия на три года, паспорт, от администрации города Владивостока - Сопова Е.А. по доверенности от 22.12.2014 №1-3/4334 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение, УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель Назарова Наталья Николаевна (далее по тексту – истец, Назарова Н.Н.) обратилась с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту – ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:0766 (далее по тексту - спорный земельный участок) в размере 6 752 000 рублей; а также об обязании ответчика в лице Филиала по Приморскому краю внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 6 752 000 рублей. Судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края и администрация города Владивостока (далее по тексту - администрация). Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:0766 в размере 6 752 000 рублей. Суд обязал ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:0766 в размере 6 752 000 рублей. Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что при определении рыночной стоимости спорного земельного участка оценщиком был использован только сравнительный метод. Считает, что информация, используемая оценщиком при проведении оценки, не удовлетворяет требованиям пункта 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)» утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254 (далее по тексту - ФСО №3), в части соблюдения принципов существенности, обоснованности, однозначности и достаточности, а также требованиям пункта 19 приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (далее по тексту - ФСО №1) в части достаточности и достоверности, поскольку стоимость объекта-аналога земельного участка площадью 7198 кв.м по ул. Бородинская, указана в приложенном информационном объявлении (стр. 140 Отчета об оценке) в долларах США 450 000 $ по состоянию на 3 квартал 2009 года, однако, при расчете стоимости объекта оценки цена данного объекта-аналога указана 13 583 295 рублей без приведения конвертации валют и указания, на какую дату соответствующая конвертация проведена. Кроме того, отсутствует информация о земельных участках, на которых расположены объекты-аналоги (складские помещения). Отметил, что оценщиком не показано, как проводилась аналогия сравнимой стоимости права аренды складских помещений и права собственности земельного участка. Также отметил, что в отчете об оценке не приведено кадастровых номеров объектов-аналогов. В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. В отзыве истец указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения. В судебное заседание представители ответчика и третьего лица - Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12, рассмотрел дело в их отсутствие. В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возражал. Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств. Из материалов дела следует, что спорный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2012 серии 25-АБ № 714533. Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 07.07.2011 № 25/00-11-69503 составила 13 205 688 рублей 87 копеек. Выполненным компетентным оценщиком закрытого акционерного общества «Дальневосточное консалтинговое агентство» (далее по тексту - ЗАО «Дальневосточное консалтинговое агентство») Калиниченко И.А. отчетом об оценке № 1290 от 07.07.2014 (далее по тексту - Отчет оценщика) установлено то обстоятельство, что по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составила 6 752 000 рублей. На указанный отчет от 07.07.2014 №1290 обществом получено положительное заключение от 14.07.2014 №2479/2014/1 экспертно-консультационного комитета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» в котором указано, что отчет №1290 от 07.07.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) (далее по тексту – ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5). Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №1290, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляет 6 752 000 рублей. В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кроме того, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №10761/11, при решении вопроса о надлежащей дате, на которую истцу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее. В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу n А51-26962/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|