Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А51-14114/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-14114/2014

04 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 26 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Д.А. Глебова,

судей С.М. Синицыной, Н.А. Скрипки,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  А.О. Филипповой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-362/2015

на решение от 02.12.2014

судьи Е.В. Кобко

по делу № А51-14114/2014 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации: 19.12.2005)

к Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата регистрации: 27.12.2002)

третье лицо: муниципальное казенное учреждение финансовое управление администрации Артемовского городского округа о взыскании 733 155 рублей 54 копеек,

при участии:

от истца: Ерёмин И.В. по доверенности от 10.01.2014 №51/15 сроком действия до 01.02.2018, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации Партизанского городского округа Приморского края (далее - ответчик, Администрация) о взыскании неосновательного обогащения в размере 697 886 рублей 86 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 50 506 рублей 42 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 697 886 рублей 86 копеек за период с 02.09.2014 по дату фактической оплаты долга исходя  из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25 % годовых (с учетом уточнения исковых требований от 13.10.2014).

Определением Арбитражного суда Приморского края от 13.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ Финансовое управление Артемовского городского округа.

Решением от 02.12.2014 исковые требования общества были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование своей правовой позиции Администрация указала, что поскольку арендованный земельный участок относится к землям, собственность на которые не разграничена, размер арендной платы определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем при расчете размера арендной платы не применяются положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 №582 и Приказа Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 № 347. Также Администрация указала, что суд первой инстанции необоснованно посчитал, что положения пункта 8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», предусматривающие изменение платы на размер уровня инфляции, не подлежат применению в рамках настоящего дела.

Кроме того, Администрация не распоряжается денежными средствами, поступившими в качестве арендных платежей по договорам аренды, которые в дальнейшем перечисляются в бюджет субъекта.

В связи с чем, ответчик полагает, что суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о том, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение. При этом истец не представил доказательств использования ответчиком суммы неосновательного обогащения.

Вместе с тем, позиция арбитражных судов в части взыскания с муниципального образования разницы между ставками, установленными местными нормативными правовыми актами и установленной Минэкономразвития РФ противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 №2-П.

В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к материалам дела.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ответчик явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 156 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.

Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Как установлено апелляционным судом, Артемовский городской округ 14.10.2007 в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа  (арендодатель) и общество (арендатор)  заключили договор аренды земельного участка №339, согласно которому арендодатель, действующий на основании  постановления Администрации Артемовского городского округа №1103-па от 31.08.2007 предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым №25:27:100101:0172 площадью 1572880 кв.м., в том числе под зданием площадью 266 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: участок расположен примерно в 170 м по  направлению  на юг от ориентира здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Артем, ул.Каширская, 8а.

Согласно разделу 2 договора срок его действия установлен с 01.01.2007 по 30.12.2021 года.

В силу пункта 3.1 договора  аренды арендатору устанавливается  арендная плата с коэффициентом  «1» по отношению к действующей в текущем году базовой  ставке арендной платы, что составляет 12211368 рублей 46 копеек  за год согласно прилагаемому расчету.

В соответствии с пунктом 3.2 договора размер арендной платы не зависит от хозяйственной деятельности арендатора и пересматривается по независящим арендатором причинам.  Размер арендной платы изменяется без внесения изменений в настоящий договор  ежегодно в связи с принятием соответствующего нормативного акта об изменении  ставки  земельного налога в размере арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендной  платы осуществляется с момента вступления в законную силу соответствующего  нормативного акта об изменении ставки земельного налога и размера арендной платы  на основании представленных Арендатору расчетов, произведенных Комитетом по управлению  муниципальным имуществом администрации г.Артема в соответствии с действующей  в текущем году базовой ставке арендной платы с применением коэффициента, установлено в пункте 3.1 настоящего договора.

Артемовский городской округ 29.07.2011 в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа  (арендодатель) и общество (арендатор) заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №339 от 14.10.2007 в котором пришли к соглашению  об изложении пункта 3.1 договора в следующей редакции: «За указанный в пункте 1 настоящего договора участок арендатору устанавливается ставка арендной платы «1,5%» по виду разрешенного использования земельного участка, что составляет: 12347615,33 рублей в год за 2011-2020;  12314422 рублей 64 копейки - за 2021 (с 01.01.2021 по 30.12.2021), согласно прилагаемому расчету, являющемуся неотъемлемой частью договора».

Как следует из материалов дела, истец направил в адрес Главы Артемовского городского округа Письмо №1-ПГ-16/2054 от 20.11.2013 с предложением произвести перерасчет ставки арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации №339 от 14.10.2007.

УМС Администрации Артемовского городского округа 04.02.2014 направило в адрес истца письмо №30-18/280, в котором уведомляло о том, что согласно приказам Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 №347, от 23.04.2013 №217 применение данных документов относится к земельным участкам,  находящимся в собственности Российской Федерации, в связи с чем основания для перерасчета стоимости арендной платы по договору аренды отсутствует.

Истец, полагая, что ответчик неосновательно обогатился за его счет, обратился  в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.

Согласно абзацу 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу части 1 статьи 607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При этом согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582.

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», утвержденных Постановлением N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347 было решено установить ставку арендной платы в размере 6,12 рублей за кв. м соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Согласно разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Таким образом, поскольку земельный участок по договору аренды №339 от 14.10.2007 предоставлен для промышленных целей (под объекты энергетики-золоотвал), то к данному договору аренды земельного участка применимы требования вышеуказанного Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с частью 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А51-23269/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также