Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А51-30741/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-30741/2014 24 марта 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 17 марта 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Ю. Еремеевой, судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тимченко Дианы Витальевны, апелляционное производство № 05АП-937/2015 на решение от 19.12.2014 судьи Ю.С. Турсуновой по делу № А51-30741/2014 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Тимченко Дианы Витальевны (ИНН 252001860585, ОГРН 305251106100040, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 02.03.2005) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005) об оспаривании предписания, при участии в заседании: от предпринимателя: представитель Е.Ю. Виноградская (паспорт, доверенность от 16.07.2014 № 115); от Управления: представитель Н.В. Деревяшкина (удостоверение ТО № 260, доверенность от 12.01.2015); УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель Тимченко Диана Витальевна (далее по тексту – «заявитель», «предприниматель») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее по тексту – «Управление») от 31.07.2014 № 222 об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей. Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, предприниматель настаивает на том, что пункты 1 и 2 в квитанции на сервисное обслуживание носят уведомительный характер и не ограничивают прав потребителя отказаться от данного условия или участвовать в проверке качества товара. Пояснил, что из смысла процедуры проверки качества товара следует, что окончательное заключение выдается лицом, проводившим проверку, в связи с чем мнение потребителя о причинах возникновения недостатков товаров не имеет никакого значения, участие потребителя в проверке качества товара ограничено лишь правом объяснять или показывать, в чем и когда проявляется неисправность товара. Полагает, что суд первой инстанции не дал должной правовой оценки его доводам о том, что положения о процессе приемки товара отражают невозможность обеспечения присутствия сервисного персонала по всем видам товаров и типам поломок при приеме товара, при это потребитель может письменно отказаться от отдельных условий или от сдачи товара в сервисный центр в целом. Управление в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не усматривает. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее. В июле 2014 г. в Управление поступило обращение Зверевой Г.Б. о нарушение её прав в связи с включением предпринимателем в квитанцию, выдаваемую при сдаче товаров в ремонт, условий, не соответствующих законодательству о защите прав потребителей. По указанным в обращении фактам Управлением на основании распоряжения от 15.07.2014 № 1424 проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя, по результатам которой Управление пришло к выводу о наличии в типовой квитанции на сервисное обслуживание условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей, а именно: - «Клиент доверяет сервисному центру самостоятельно проверить аппарат на предмет соблюдения клиентом гарантийных требований производителя.» (пункт 1); - «Аппарат с согласия клиента принят без разборки и проверки неисправностей, без проверки внутренних повреждений. Клиент согласен, что все неисправности и внутренние повреждения, которые могут быть обнаружены в аппарате, при его техническом обслуживании возникли до приема аппарата по данной квитанции.» (пункт 2); - «С даты приемки продолжительность ремонта до 45 дней. В особых случаях (отсутствие запасных частей, ремонт в сервисных центрах более высокого уровня и др.) срок ремонта может быть продлен до 90 дней.» (пункт 3). Результаты проверки отражены в акте от 31.07.2014 № 355. 31.07.2014 Управлением в адрес предпринимателя направлено предписание № 222, согласно которому предпринимателю следует привести квитанцию на сервисное обслуживание в соответствие с требованиями законодательства и представить типовой бланк в новой редакции в адрес Управления в срок до 01.10.2014. Не согласившись с указанным предписанием и посчитав его нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у Управления оснований для направления в адрес общества оспариваемого предписания. Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда законным и обоснованным в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие его законодательству и нарушение прав и интересов лица, обратившегося за защитой. По правилам пунктов 1-2 статьи 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Порядок приемки товара ненадлежащего качества у потребителя ни Законом «О защите прав потребителей», ни иными нормативными правовыми актами не установлен. Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Трегубовой Светланой Александровной (владельцем магазина «Домотехника») и заявителем заключен договор от 01.01.2011 № 28, согласно которому заявитель принял на себя обязательства совершать от своего имени действия по приемке на проверку качества и в гарантийный ремонт товара (бытовой техники), приобретенного в магазине «Домотехника», расположенного по адресу: г.Артем, ул.Кирова, 19, своими силами и силами третьих лиц (автоматизированными сервисными центрами). То есть заявитель является лицом, уполномоченным на принятие товара, в котором потребителем обнаружены недостатки, и организацию проверки качества такого товара. Коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае какие-либо самостоятельные правоотношения между потребителем и предпринимателем в связи с проверкой качества товара не возникают. Указанные правоотношения вытекают из договора купли-продажи товара (бытовой техники) и связаны с обязанностью продавца рассмотреть требования покупателя в отношении товара ненадлежащего качества, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этой связи предприниматель не вправе устанавливать какие-либо требования при приемке товара на проверку и включать соответствующие условия в квитанции. В рассматриваемом случае приемка товара, в котором потребителем обнаружены недостатки, осуществлялась предпринимателем с оформлением типовых квитанций, в которых мелким шрифтом приведены следующие условия: «1.Клиент доверяет сервисному центру самостоятельно проверить аппарат на предмет соблюдения клиентом гарантийных требований производителя. 2.Аппарат с согласия клиента принят без разборки и проверки неисправностей, без проверки внутренних повреждений. Клиент согласен, что все неисправности и внутренние повреждения, которые могут быть обнаружены в аппарате, при его техническом обслуживании возникли до приема аппарата по данной квитанции.». Указанные условия фактически исключают участие потребителя в проверке качества товара, что противоречит пункту 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей». Кроме того, в типовую квитанцию, оформляемую предпринимателем при приемке товара у потребителей, включен пункт 3 следующего содержания: «С даты приемки продолжительность ремонта до 45 дней. В особых случаях (отсутствие запасных частей, ремонт в сервисных центрах более высокого уровня и др.) срок ремонта может быть продлен до 90 дней.». Между тем согласно пункту 1 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. Таким образом, условие пункта 3 противоречит требованиям пункта 1 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). Поскольку включенные в типовую квитанцию условия не связаны с недостатками товаров (работ, услуг), а касаются приемки товара на проверку и сроков выполнения ремонтных работ, указанные условия подлежат исключению. По правилам части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Так как в ходе рассмотрения настоящего спора факт нарушения предпринимателем требований законодательства о защите прав потребителей был установлен, Управление правомерно выдало ему предписание об их устранении. Доказательства того, что выданное предписание повлекло нарушение прав и законных интересов предпринимателя, в материалах дела не имеется. В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А51-34922/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|