Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А51-30499/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-30499/2014

09 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 07 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Д.А. Глебова,

судей А.В. Ветошкевич, Н.А. Скрипки,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  А.О. Филипповой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и администрации города Владивостока,

апелляционные производства № 05АП-2151/2015, 05АП-2152/2015

на решение от 28.01.2015

судьи Е.В. Кобко

по делу № А51-30499/2014 Арбитражного суда Приморского края

по иску индивидуального предпринимателя  Николаева Александра Николаевича (ИНН 253600849078, ОГРНИП 307253627100130, дата государственной регистрации: 28.09.2007)

к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации: 21.06.2007)

третье лицо: администрация города Владивостока

о признании недействительным пункта договора, о взыскании 324 751 рубля 64 копеек,

при участии:

от истца: Савон В.С. по доверенности от 15.10.2014 сроком действия на один год, паспорт,

от ответчика: Михайлова К.Л. по доверенности от 30.12.2014 №20/44272 сроком действия до 31.12.2015,

от третьего лица: Волик А.С. по доверенности от 22.12.2014 №1-3/4332 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель  Николаев Александр Николаевич (далее – ИП Николаев А.Н., истец) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент, ответчик, апеллянт) о признании пункта 2.1. договора аренды земельного участка от 11.02.2014 № 04-Ю-17849 в части установления арендной платы в размере превышающем 22 396 рублей 67 копеек недействительным, о взыскании в рамках применения последствий недействительности сделки сумму неосновательного обогащения в размере 324 751 рублей 64 копейки.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владивостока.

Истец заявил ходатайство об уточнении заявленных требований – просил взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 414 338 рублей 30 копеек. Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) удовлетворил заявленное ходатайство.

Решением от 28.01.2015  Арбитражный суд Приморского края  удовлетворил заявленные истцом требования, признав пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 11.02.2014 № 04-Ю-17849 в части установления арендной платы в размере превышающем 22 396 рублей 67 копеек недействительным. Взыскал с департамента земельных и имущественных отношений Приморского края  в пользу индивидуального предпринимателя  Николаева Александра Николаевича сумму неосновательного обогащения в размере 414 338 рублей 30 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Департамент и администрация города Владивостока в апелляционных жалобах на решение суда от 28.01.2015 просят его отменить как незаконное и необоснованное. Полагают, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Считают, что судом необоснованно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», при этом не дана правовая оценка доводу о том, что к указанным договорным отношениям подлежит применение Постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-ПА.

 По мнению Департамента, судом не дана правовая оценка доводу о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по требованию в части взыскания неосновательного обогащения.

Администрация города Владивостока в отзыве на апелляционную жалобу Департамента считает его надлежащим ответчиком по требованию в части взыскания неосновательного обогащения. Считает, что размер арендной платы за аренду земельных участков, собственность на которые не разграничена, регулируется Муниципальным правовым актом города Владивостока от 05.03.2008 № 17-МПА и решением Думы г. Владивостока № 108 и № 396.

В судебном заседании 07.04.2015 представители Департамента и администрации города Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ИП Николаева А.Н. на доводы апелляционных жалоб возразил, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует  из материалов дела, между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (Арендодатель) и ООО «Примавтодор» (Арендатор) заключен Договор аренды земельного участка №04-Ю-17849 от 11.02.2014. В дальнейшем, между ООО «Приморавтодор» (Арендатор) и ИП Николаев А.Н. (Новый арендатор) заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору аренды №04-Ю-17849 от 11.02.2014. Договор и соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке.

Согласно п. 1.1 Договора и п. 1 Соглашения, их предметом является аренда земельного участка с кадастровым №25:28:040014:2518 площадью 4500 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул.  Снеговая, д. 74 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 657 м от ориентира по направлению на северо-запад), вид разрешенного использования: станции технического обслуживания автомобилей, для использования в целях строительства станции техобслуживания автомобилей.

Согласно п.2.1 Договора аренды земельного участка № 04-Ю-17849 от 11.02.2014 за указанный в п.1.1 настоящего договора участок Арендатору устанавливается  арендная плата в размере 67190,00 рублей в месяц на основании расчета, который является неотъемлемой частью договора.

Согласно Приложению №3 к Договору  аренды земельного участка №04-Ю-17849 от 11.02.2014 итоговая величина арендной платы по договору была рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 13 433 800 рублей, площади земельного участка – 4500 кв.м., ставки земельного налога в размере 1,5 %.

ИП Николаев А.Н., полагая, что установленный договором от 11.02.2014 размер арендной платы существенно превышает предельный размер арендной платы за земельные участки, установленный Правительством Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В силу положений части 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, стоимость аренды земли, находящейся в муниципальной (государственной) собственности, относится к категории регулируемых цен.

В то же время, согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, апелляционная коллегия установила, что стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы.

Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 ГК РФ и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.

При этом применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.

Подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.

Материалами дела подтверждается, что размер арендной платы, взимаемой Департаментом земельных и имущественных отношений с ИП Николаева А.Н. в рамках заключенного договора от 11.02.2014 аренды (с учетом Соглашения от 04.04.2014), значительно превышает два процента от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

При этом согласно пояснениям представителя ИП Николаева А.Н.  земельный участок предоставлялся ООО «Примавтодор» не по результатам торгов, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта, о чем свидетельствует также распоряжение о предоставлении земельного участка от 26.02.2013 N 197-рз «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Примавтодор» места размещения станции технического обслуживания автомобилей на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток,

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А59-5317/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также