Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n 07АП-6585/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                Дело № 07АП-6585/08

21.11.2008г. (оглашена резолютивная часть постановления)

24.11.2008г. (текст постановления изготовлен в полном объеме)

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.

судей:   Солодилов А.В., Кулеш Т.А.                                           

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.

при участии:

от заявителя: без участия

от ответчика: без участия

от третьего лица: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г.Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2008 года по делу №А03-7293/2008 по заявлению ИФНС России по Советскому административному округу г.Омска к ИФНС России по Ленинскому району г.Барнаула о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, третье лицо: ООО «Разрез Мунайский»,

 

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г.Омска (далее - ИФНС России по Советскому административному округу г.Омска) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Барнаула (далее - Инспекция ФНС по Ленинскому району г.Барнаула) о признании недействительной государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО «Разрез Мунайский», произведенной на основании решения от 09.04.2008 года №430.

   Решением от 04.09.2008 года по делу №А03-7293/2008 Арбитражный суд Алтайского края заявленные требования удовлетворил.

Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по Ленинскому району г.Барнаула обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2008 года по делу №А03-7293/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ИФНС России по Советскому административному округу г.Омска требований отказать.

В обосновании своих требований податель жалобы ссылается на то, что налоговый орган не может быть ответчиком по данной категории дел.

Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

Дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,  проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению на основании следующего.

Из материалов дела следует, ИФНС России по Советскому административному округу г.Омска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции ФНС по Ленинскому району г.Барнаула о признании недействительной государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО «Разрез Мунайский», произведенной на основании решения от 09.04.2008 года №430.

   Согласно статье 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Пунктами 2, 5 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, дела с участием государственных органов, к которым относится и инспекция Федеральной налоговой службы, могут быть рассмотрены арбитражным судом только в случае, если это прямо предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Право государственных органов обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов предусмотрено частью 2 статьи 198 АПК РФ.

Согласно указанной норме такое обращение возможно в случае, если указанные ненормативные акты, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, заявитель должен представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя налоговыми органами.

Спор между двумя налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию, не носит экономического характера и не отнесен к подведомственности арбитражных судов.

Кроме того, принимая во внимание положения Закона Российской Федерации от 21.03.1991 «О налоговых органах Российской Федерации», в системе налоговых органов законодательно закреплен принцип строгой подчиненности и единства, при котором не допустимы между налоговыми органами споры, как и разрешение их в порядке арбитражного судопроизводства.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по нему следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Арбитражный апелляционный суд также указывает, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в определении от 28.08.2008 г. № 11046/08 по делу № А43-24062/2007-1-344, действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица и признание незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на привлечение должностных лиц к административной ответственности за представление недостоверных сведений о юридическом лице, а также при определенных обстоятельствах право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Таким образом, требование налогового органа о признании государственной регистрации юридического лица недействительной, необоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2008 года по делу №А03-7293/2008 вынесено при неправильном применении норм процессуального права и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2008 года по делу №А03-7293/2008 отменить, производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                      Хайкина С. Н.

Судьи                                                                                    Солодилов А.В.

Кулеш Т.А.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n 07АП-6537/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также