Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n 07АП-6582/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-6582/08 “24” ноября 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2008 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М.Х. Музыкантовой, судей: Л.И. Ждановой, Н.А. Усаниной при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х., при участии в заседании: от заявителя: без участия (извещен), от ответчика: без участия (извещен), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Производственного кооператива «Транс» на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 сентября 2008 года по делу № А03-9346/2008-26 (судья Н.А. Михайлюк) по заявлению Производственного кооператива «Транс» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, УСТАНОВИЛ: Производственный кооператив «Транс» (далее – ПК «Транс», кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю (далее – МИФНС России № 12 по Алтайскому краю, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления от 20.08.2008 г. № 154 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 сентября 2008 года заявителю отказано в удовлетворении его требования. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПК «Транс» обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 сентября 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы кооператив указал на то, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, поскольку Инспекция не наделена правом проведения контрольной закупки, относящейся к оперативно-розыскным мероприятиям. Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе. До рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции налоговым органом не представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. В соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что в ходе проведения должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю проверки магазина «Обжорка» по адресу: г. Рубцовск, ул. Степана Разина, 196-2, принадлежащего производственному кооперативу «Транс», был установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения ККМ, о чем в присутствии законного представителя кооператива составлен акт от 08.08.2008 г. № 005123. Указанный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 11.08.2008 г. № 154, составленном в присутствии руководителя ПК «Транс». По результатам проверки налоговым органом вынесено постановление № 154 от 20.08.2008 г. о назначении кооперативу административного наказания по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, ПК «Транс» обратился с заявлением в арбитражный суд. Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность. В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров или оказания услуг. Факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники в проверяемой торговой точке при осуществлении наличных денежных расчетов установлен в ходе проверки и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 08.08.2008 г. № 005123, объяснительной продавца Зайцевой А.В. от 08.08.2008 г., протоколом об административном правонарушении от 11.08.2008 г. № 154. В силу абзаца 4 статьи 5 вышеуказанного Закона, организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Неприменение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрено, что виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении. Исходя из смысла и содержания названных норм Кодекса об административных правонарушениях следует, что принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, налоговый орган должен доказать не только факт совершения правонарушения, но и вину организации. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по применению контрольно-кассовой техники, поскольку он не обеспечил соблюдение требований Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и использованием платежных карт». Допущенные работником Общества - Зайцевой А.В. противоправные виновные действия не освобождают саму организацию от административной ответственности, так как все торговые операции, осуществляемые в торговой точке, проводятся от имени ПК «Транс». Следовательно, принимая на работу продавца, ПК «Транс» несет ответственность за допущенные им нарушения. Данная позиция отражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 244-О, согласно которой при неприменении ККМ при денежных расчетах с населением к ответственности привлекается не продавец, а предприятие, поскольку продавец в подобном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени предприятия, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно предприятие. В связи с этим такую публично-правовую ответственность, как административную, государство вправе возложить на ПК «Транс», что не препятствует последнему в установленном законом порядке предъявить требование о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника. В случае неприменения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением штраф, как мера административной ответственности может быть применен при условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина самой организации, которая проявляется в виновном действии (бездействии) работников, действующих от ее имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой машины. Вина Зайцевой А.В., работающей у заявителя продавцом, в неприменении ККМ при осуществлении денежного расчета с покупателем, подтверждается материалами дела. Арбитражным судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что при продаже товара работником ПК «Транс» не применена контрольно-кассовая машина. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина ПК «Транс» доказана административным органом и кооператив правомерно привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента неприменения контрольно-кассовой техники в случае осуществления лицом наличного денежного расчета при продаже товара. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям (вредность деяния) заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий (размера принятых без применения контрольно-кассовой техники наличных денежных средств), а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере предпринимательской деятельности. Положения статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ направлены на обеспечение установленного порядка торговли и оказания услуг, обеспечение интересов граждан, защиту их прав в области торговли и оказания услуг, которые неизбежно нарушаются при продаже товара без использования ККТ и невыдаче соответствующего чека, поскольку указанное не позволяет покупателям реализовать предусмотренные законом права, в частности, на обмен и возврат приобретенного товара. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин», административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила разрешительной системы. Размер административного штрафа, примененный административным органом к заявителю, соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Довод апелляционной жалобы о том, что Инспекция не наделена правом проведения контрольной закупки, относящейся к оперативно-розыскным мероприятиям, следовательно, событие административного правонарушения не доказано, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции. Право налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением организациями и предпринимателями требований Федерального Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, а также проводить проверки выдачи кассовых чеков предусмотрено п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». В Законе № 54-ФЗ не закреплены специальные формы осуществления налоговыми органами контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований названного Закона. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что факт покупки непосредственно работниками Инспекции при наличии у последних поручения на проверку соблюдения требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не является превышением должностными лицами налоговых органов своих полномочий. Ссылка заявителя на то, что проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, несостоятельна. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность проводится только в целях защиты от преступных посягательств и поэтому закупка в целях обнаружения признаков административного правонарушения, что и осуществлено Инспекцией, не может признаваться оперативно-розыскной деятельностью. На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что покупка товар в магазине, принадлежащем ПК «Транс», не является проверочной закупкой, предусмотренной Законом № 144-ФЗ, а была произведена в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и в соответствии с полномочиями налогового органа по контролю за выполнение требований Закона № 54-ФЗ. Данный вывод соответствует правоприменительной практике (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 г. № Ф04-2150/2008(2928-А75-29) по делу № А75-6484/2007, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № Ф04-1811/2008(2141-А75-27) по делу № А75-5342/2007, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 г. № Ф04-14/2008(377-А75-27) по делу № А75-3554/2007). При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений налоговым органом процессуальных Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n 07АП-6601/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|