Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу n А27-6720/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 г. Томск                                                                                                    Дело № А27-6720/2013

«10» октября 2013 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой

судей: Н.В. Марченко,  А.Л. Полосина,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Орловой Е.В.

с  использованием   средств аудиозаписи

с участием в заседании

от заявителя:  Таловская И.Ю. по доверенности № 14 от 01.09.2013 г., паспорт,     

от  заинтересованного лица:  без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «КМПК-сервис НК»    

на решение Арбитражного суда Кемеровской области 

от 11.07.2013 по делу № А27-6720/2013 (судья Власов В.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КМПК-сервис НК» (ИНН 4252000447, ОГРН 1104252000401)

к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку 

о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «КМПК-Сервис НК» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания №206 от 21.02.2013 отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новокузнецку (далее по тексту – административный орган, Отдел ГИБДД) об устранении нарушений требований ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы  заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) не представил.

В судебном заседании представитель  Общества поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Отдел ГИБДД о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.

На основании частей 1, 3 статьи 156 (далее по тексту – АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Отдела ГИБДД № 121 от 19.02.2013 административным органом 21.02.2013 проведена проверка в отношении ООО «КМПК-Сервис НК», по результатам которой составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений требований ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения №206 от 21.02.2013.

Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации как одного из видов общественной безопасности установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ).

Задачами Федерального закона № 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статьи 1 Закона).

Этим же Законом на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, и соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей (статья 20).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ООО «КМПК-сервис НК» является коммерческой организацией, субъектом предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Использование автомобиля связано с осуществлением обществом предпринимательской деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО «КМПК-сервис НК являются: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, оптовая торговля, розничная торговля в специализированных магазинах, аренда прочих транспортных средств и оборудования; деятельность прочего сухопутного транспорта; прочая вспомогательная транспортная деятельность; торговля автомобильными деталями, узлам и принадлежностями.

Из карточек учета транспортных средств следует, что заявитель имеет в собственности и использует в своей предпринимательской деятельности три грузовых фургона.

Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных названным Постановлением, техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Согласно пункту 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация.

В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ перед тем как допустить водителя автомобиля к работе, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Целью проведения осмотра является своевременное определение нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителя, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Предрейсовый осмотр позволяет выявить обстоятельства, препятствующие работнику выполнять трудовые функции (например, заболевание или состояние опьянения).

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В Письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 приведены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России 29.01.2002 (далее по тексту - Методические рекомендации). Согласно Методическим рекомендациям своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения. С этой целью в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств.

Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ требования по обеспечению безопасности дорожного движения (в том числе по проведению предрейсовых медицинских осмотров данного водителя) распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. То есть сфера действия данного Закона не ограничивается хозяйствующими субъектами, которые оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров.

Таким образом, все организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности, обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей (единственного водителя).

С учетом изложенного, доводы Общества о том, что на него не распространяются требования статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, не состоятельны.

Оспариваемое предписание вынесено в рамках пункта 25 приложения №1 к «наставлению по техническому надзору ГИБДД МВД РФ», утвержденного приказом МВД РФ от 07.12.2000 №1240, который предусматривает, что в случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание. Таким образом, предписание выдано в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий.

При этом пунктом 20 вышеназванных Наставлений предусмотрено, что контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов осуществляется путем проведения: проверок транспортных средств при выпуске их на линию; плановых и внеплановых проверок; контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний.

Согласно пункту 21.1 Наставлений проверки транспортных средств при выпуске их на линию проводятся: не реже двух раз в год - для юридических лиц с количеством транспортных средств 50 и более единиц в городах (25 и более единиц - в сельских населенных пунктах); не реже 1 раза в год - для иных юридических лиц.

Как правильно указал суд первой инстанции, требование, изложенное в предписании об организации и проведении в срок до 11.03.2013 предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, в соответствии с установленным законом порядком, является исполнимым и правомерным.

Судом первой инстанции верно отклонен довод заявителя о фактическом исполнении предписания, поскольку исполнение предписания не свидетельствует о его незаконности или неисполнимости, вместе с тем, исполнение или не исполнение предписания подлежит установлению в рамках разрешения дела об административном правонарушении (в случае его возбуждения). Более того, как правильно указал суд первой инстанции, исполнение предписания в реальности (заключение договора со специализированной организацией) свидетельствует о том, что заявитель понимал сущность требования предписания, имел реальную возможность его исполнить, то есть воспринимал как обязательный для исполнения ненормативный правовой акт.

Ссылка

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу n А03-8730/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также