Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 по делу n А02-843/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 ноября 2013 года Дело № А02-843/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2013 года Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.Е. Лобановой судей И.И. Терехиной Е.И. Захарчука при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабенковой А.В. без участия сторон рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 27 августа 2013 года по делу № А02-843/2013 (судья Якшимаева Ф.Ю.) по иску Отдела социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» (ОГРН 1030400663920) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1037739085636) третье лицо: Министерство финансов Республики Алтай о взыскании 1276346 руб. 53 коп. установил: Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» обратился с иском в Арбитражный суд Республики Алтай о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в счет возмещения убытков 1276346 руб. 53 коп. Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 27 августа 2013 года по делу № А02-843/2013 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда от 27 августа 2013 года, Министерство финансов РФ в лице УФК по Республики Алтай подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований. В жалобе заявитель ссылается на положения Закона «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» от 7 июня 2005 года № 43-РЗ, в соответствии с которым установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки является расходным обязательством Республики Алтай, в связи с чем, исковые требования должны быть направлены в адрес финансового органа субъекта РФ – Министерства финансов Республики Алтай, который и является органом осуществившим финансирование льгот в 2009-2010 годах в недостаточных объемах. Судом не доказан факт причинения государственными органами и должностными лицами вреда Отделу соцразвития, отсутствует причинно-следственная связь между убытками и действиями Минфина России, которые бы нарушили права и повлекли причинение убытков. Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» отзыв на апелляционную жалобу не представил. Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьёй 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 27 августа 2013 года по делу № А02-843/2013, суд апелляционной инстанции оснований для его отмены не находит. Как следует из материалов дела и установлено судом, решениями Шебалинского районного суда от 27.06.2011 года по делу № 2-196/2011, от 21.07.2011 года по делу № 2 – 298/2011, от 07.04.2011 года по делу № 2– 40/2011, от 12.07.2011 года по делу № 2 – 156/2011, от 05.07.2011 года по делу № 2 –195/2011, от 12.07.2011 года по делу № 2 – 180/2011, от 12.07.2011 года по делу № 2 –167/2011, № 2 – 429/2011, от 22.06.2011 года по делу № 2 – 190/2011, от 22.06.2011 года по делу № 2 – 189/2011, от 23.06.2011 года по делу № 2 – 194/2011 были удовлетворены иски Прокурора Шебалинского района и на Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» возложена обязанность по приобретению и доставке твердого топлива (дров) в количестве 1385, 12 метров кубических педагогическим работникам. Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район», полагая, что расходы, возникшие в связи с предоставлением гражданам недополученного твердого топлива, подлежат взысканию с Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 06.05.2003 № 52-ФЗ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 10430/10 определена правовая позиция, согласно которой исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2010 № 240-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании» разъяснено, что такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности. Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования. Социальная поддержка педагогических работников, проживающих в сельской местности, относится к расходным обязательствам федерального бюджета. Денежные средства предоставляются посредством перечисления субвенции в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. На истца вступившими в законную силами решениями Шебалинского районного суда, оставленными в силе постановлениями кассационной инстанции, возложена обязанность приобрести и доставить недополученное твердое топливо педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Истцом произведен расчет суммы денежных средств, необходимой для исполнения вступивших в законную силу судебных актов общей юрисдикции, обязательность исполнения которых на территории Российской Федерации обеспечивается законом. Ответчик произведенный истцом расчет не оспорил, доказательств в его опровержение не представил, денежные средства в целях финансирования данных расходов не выделил. Таким образом, материалами дела подтверждено и судом установлено, что общий объем недофинансирования на предоставление мер социальной поддержки, в том числе приобретение и поставку твердого топлива педагогическим работникам за 2009, 2010 годы составил 1276346 руб. 53 коп. Факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, ответчиком не опровергнут. Материалами дела подтверждается, что в 2009 году финансирование из федерального бюджета на социальную поддержку педагогических работников, проживающих в сельской местности, не предоставлялось, в 2010 году муниципальному образованию «Шебалинский район» были предоставлены субвенции в размере 4711000 рублей для иных льготников. На основании статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации, подлежащих финансированию за счет средств бюджета субъекта, финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не относится, возмещение льгот отнесено к расходных обязательствам Российской Федерации. Ссылка заявителя на то, что ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование - субъект Российской Федерации Алтайский край, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, не может быть принята судом, поскольку решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация, установив федеральным законом гарантии и льготы, приняла тем самым на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета. Обеспечить исполнение обязанности по возмещению затрат должны соответствующие органы Российской Федерации. Согласно статьям 16, 1069, 1082 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Доводы ответчика о недоказанности причинно-следственной связи и о том, что возмещению подлежат только фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации затраты на предоставление соответствующих льгот, подлежат отклонению, поскольку причинно-следственная связь между обязанностью истца исполнить решение суда общей юрисдикции, понеся соответствующие расходы на их исполнение, и отсутствием надлежащего финансирования, налицо. При этом статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимает и те расходы, которые потерпевшая сторона должна будет понести для восстановления нарушенного права. Принимая во внимание, что на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» финансирование льгот приняла на себя Российская Федерация, а на субъект Российской Федерации возложены полномочия по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности возместить истцу убытки, возникшие в связи Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2013 по делу n А02-629/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|