Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А03-13168/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                        Дело № А03-13168/2013

17 декабря 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко Н. В.

судей Журавлевой В. А., Ходыревой Л. Е., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С. с использованием средств аудиозаписи,

при участии:

от заявителя: не явился (извещен),

от заинтересованного лица: Миняевой С. Б., доверенность № 215 от 30.09.2013 года, Черкашиной Е. Н., доверенность № 254 от 13.12.2013 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Барнаула

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 октября 2013 г. по делу № А03-13168/2013 (судья Синцова В. В.)

по заявлению Администрации города Барнаула (656056, г. Барнаул, проспект Ленина, 18)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, г. Барнаул,                         ул. Горького, 28)

о признании предписания № 09/44 от 10.07.2013 незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Барнаула (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании предписания № 09/44 от 10.07.2013 г. незаконным.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08 октября 2013  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не  согласившись с решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано, что Комплексный план мероприятий по предупреждению возникновения и распространения трансмиссивных заболеваний и мерам защиты населения от гнуса, опасных насекомых и клещей на 2012-2016 г.г. не является нормативным правовым актом, поэтому не может быть актом обязательным для исполнения. Вывод суда о том, что предписание надзорного органа обязательно для исполнения является произвольным и не основан на нормах действующего законодательства. В решении отсутствует нормативный правовой акт, на основании которого суд пришел к указанному выводу.

Предотвращение угрозы возникновения и предупреждение возникновения инфекционных заболеваний не может быть отнесено к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление решение суда первой инстанции просило оставить без изменения как законное и обоснованное.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам энтомологических исследований в июне-июле 2013 г. в г. Барнауле Управлением зарегистрирована высокая численность комаров, более 100 экз. на единицу учета (2012 г. - 50), что превышает показатели аналогичного периода прошлого года в 2 раза. Наличие водоемов, полей фильтрации (Научный городок), в которых возможен выплод комаров, являющихся переносчиками малярии, лихорадки Западного Нила, дирофиляриоза, отсутствие истребительных мероприятий против комаров, поток мигрантов из Средней Азии, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, опасных по завозу малярии, большое число животных и птиц, являющихся резервуаром возбудителей лихорадки Западного Нила и дирофиляриоза создает угрозу заражения этими инфекциями жителей города Барнаула.

В связи с угрозой возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, заражения населения малярией, лихорадкой Западного Нила и дирофиляриозом, в соответствии с п. 4.1 ст.29, ч.2 ст.50 Федерального Закона РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4 СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», руководствуясь Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2007 №94 «Об усилении мероприятий по предупреждению паразитарных заболеваний и элиминации малярии в Российской Федерации» и от 14.04.2011 № 31 «О совершенствовании эпидемиологического надзора и профилактике лихорадки Западного Нила»,10.07.2013 в отношении Администрация города Барнаула Управлением было выдано предписание № 09/44, согласно которому Администрации предписано провести следующие санитарио-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: организовать проведение расчистки береговой линии водоемов, расположенных в границах города Барнаула и в 3-х километровой зоне вокруг города, от прибрежной и водной растительности (срок: 15.07.2013, 15.08.2013), организовать проведение химической обработки от личинок комаров водоемов г. Барнаула, в которых при проведении энтомологических экспертиз обнаружены личинки малярийных комаров (водоемы в п. Черницкое, п. Власиха, п. Южный, п. Лебяжье, п. Казенная заимка, п. Научный городок, в г. Барнауле по адресу: ул. Малахова 34, ул. Озерная 73 и на территории бывшего парка «Юбилейный»), срок: 15.07.2013, 15.08.2013; организовать проведение регулярного скашивания травы на территориях парков, скверов, газонов, зеленых зон г. Барнаула (срок: 15.07.2013, 15.08.2013), организовать проведение химических обработок территорий парков, скверов, зеленых зон г. Барнаула всех форм собственности от летных форм комаров в случае их высокой численности (срок: 15.07.2013, 15.08.2013, 15.09.2013), информацию об исполнении предписания представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в срок до 16.09.2013.

Оспаривая правомерность предписания от 10.07.2013 № 09/44, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что согласно подпункта 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления обязаны участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, проводить неотложные работы для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (в том числе при угрозе возникновения эпидемий как опасных природных явлений, угрожающих здоровью людей).

Апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.  

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия незаконным необходимо наличие двух условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323) охрана здоровья граждан определяется как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанная статья изложена в новой редакции, согласно которой субъектный состав по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения из числа государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан расширен органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон                   № 52-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ  предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ  санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона (то есть при получении предписаний о проведении соответствующих дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).

Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется Санитарноэпидемиологическим правилами СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (приложение № 1).

Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Лихорадка Западного Нила входит в перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» приложение № 1.).

Согласно сведениям Управления численность комаров в 2013 году превышает показатели аналогичного периода прошлого года в 2 раза (2013 - более 100 экз. на единицу учета; 2012 - 50 экз. на единицу учета).

В соответствии с пунктом 8.3 Методических указаний МУ 3.1.3.2600-10 "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации», утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека 19.04.2010 «наличие комаров - переносчиков вируса ЛЗН создает потенциальную опасность возникновения случаев заболевания лихорадкой Западного Нила и возможное появление новых природных очагов, в связи с чем необходимо проведение комплекса мероприятий по борьбе с комарами».

На основании этого в целях предотвращения возникновения и распространения заболеваний лихорадкой Западного Нила, малярией и дирофиляриозом 16.01.2012 г. Администрацией Алтайского края утвержден «Комплексный план мероприятий по предупреждению возникновения и распространения трансмиссивных заболеваний (малярия, лихорадка Западного Нила, клещевой энцефалит, иксодовый клещевой боррелиоз, сибирский клещевой тиф, эрлихиоз) и мерам защиты населения от гнуса, опасных насекомых и клещей на 2012-2016 г.г. в Алтайском крае.

В названном документе отражены вопросы по благоустройству коммунального хозяйства, содержанию водоемов, подвальных помещений, проведению дератизации, дезинсекции и готовности проведения мероприятий по профилактике инфекций, передаваемых клещами и комарами. Данным документом предусмотрено определение ведомственной принадлежности водоемов на территориях городов и районов в 3-километровой зоне от населенных пунктов, с последующей организацией и обеспечением гидротехнических мероприятий и химических обработок водоемов против комаров, а также проведение постоянных противоэпидемических, дезинсекционных и дератизационных мероприятий направленных на снижение численности переносчиков и носителей в подвальных помещениях на административных территориях и эпидемиологически значимых объектах.

Основной задачей Комплексного плана является реализация единой системы готовности к чрезвычайным ситуациям, диагностики, мониторинга и контроля возбудителей особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней.

Согласно пунктам 2.6, 2.7, 2.9, 2.10 Комплексного плана в качестве ответственных исполнителей указанных мероприятий определены главы муниципальных образований

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предписание выдано в пределах полномочий территориального органа Роспотребнадзора.

При этом из текста оспариваемого предписание следует, что Администрация обязана организовать

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А27-9815/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также