Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2013 по делу n А45-15562/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А45-15562/2013 «23» декабря 2013 года. Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М.Х. Музыкантовой судей: И.И. Бородулиной, А.Л. Полосина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи с участием в заседании от заявителя: без участия (извещен), от заинтересованного лица: без участия (извещен), рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Рекон» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 октября 2013 г. по делу № А45-15562/2013 (судья Мануйлов В.П.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Рекон» к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области о признании незаконными действий налогового органа,
У С Т А Н О В И Л: Общество с ограниченной ответственностью «Рекон» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее по тексту – налоговый орган, Управление) о признании незаконными действия по разъяснению налогового законодательства, изложенному в письме от 29.06.2013 года №14-44/10446, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный законодательством срок, т.е. дать вышеуказанные разъяснения в соответствии с требованиями законодательства РФ. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29 октября 2013 г. в удовлетворении заявленных требований оказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно применены нормы права), а также считает, что решение суда нарушение прав и законные интересы Общества. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе. Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу. Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о разъяснении налогового законодательства. Управлением в качестве ответа подготовлено письмо от 20.06.2013 года № 14-14/10446. Считая указанное письмо незаконном, Общество обратилось в суд первой инстанции с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял правильное по существу решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего. По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, письмо Управления от 20.06.2013 года № 14-14/10446 подготовлено в качестве ответа на письменное обращение заявителя от 07.06.2013 года №130607/01. Со ссылкой на статью 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), Общество обратилось в Управление с заявлением, в котором изложена просьба разъяснить следующие вопросы: какие документы должны быть им истребованы от подрядчика перед заключением договора строительного подряда, в котором он будет выступать в качестве заказчика, или в ходе его исполнения, чтобы впоследствии у налоговых органов не было претензий к налогоплательщику по поводу того, что он не проявил должной предусмотрительности, в случае, если контрагент окажется фирмой, имеющей признаки фирмы-однодневки: какие действия необходимо совершит заказчику перед заключением договора или в ходе его исполнения, чтобы впоследствии у налоговых органов не было претензий к налогоплательщику по поводу того, что он не проявил должной предусмотрительности, в случае, если контрагент окажется фирмой, имеющей признаки фирмы-однодневки; какими нормами российского законодательства указанные действия предусмотрены. Согласно материалам дела, при подготовке ответа на указанное заявление налоговый орган исходил из того, что: - ссылка при обращении в налоговые органы на статью 34.2 НК РФ необоснованна, поскольку нормами указанной статьи определены полномочия перечисленных в ней финансовых органов в области налогов и сборов и, в частности: Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; - из заявления налогоплательщика от 07.06.2013 года №130607/01 не усматривалось вопросов, касающихся необходимости разъяснения применения законодательства о налогах и сборах, состав которого определен статьей 1 НК РФ; - согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вопросы же, поставленные перед Управлением в заявлении от 07.06.2013 года № 130607/01, выходят за рамки указанных выше налоговых правоотношении, поскольку касаются оценки обстоятельств, вступления заявителя в гражданско-правовые отношения с контрагентами, в частности, оценки обстоятельств заключения и исполнения договоров строительного подряда, в целях исключения предпринимательских рисков, а также неблагоприятных налоговых последствий. В соответствии со статьями 1, 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, Действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, помимо прочего, имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Налоговые органы обязаны в свою очередь бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Исходя из анализа положений вышеизложенных правовых норм, реализацией права на получение информации и разъяснений являются направление запроса по вопросам законодательства о налогах и сборах в налоговый орган и получение ответа на него. С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что письмом от 29.06.2013 года № 14-44/10446 Управление, исходя из поставленных вопросов, проинформировало ООО «Рекон» о возможности совершения ряда действий, направленных па оценку им самим предпринимательских рисков при вступлении в гражданско-правовые отношения с контрагентами, в том числе в виде налоговых последствий, чем не нарушило его прав и законных интересов и тем более не возлагало никаких дополнительных обязанностей, не предусмотренных НК РФ. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении действиями Управления, изложенными в письме, статей 23, 32 НК РФ. Обществом не представлено в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств нарушения, рассматриваемым письмом, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, указание налоговым органом в письме того, что налогоплательщик должен самостоятельно оценивать налоговые и предпринимательские риски при заключении договорных отношений со своими контрагентами, а также достаточность принятых им мер для установления добросовестности выбранных контрагентов и достоверность полученных от контрагентов документов, не является подтверждением нарушения указанных выше норм НК РФ и нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопросы, изложенные в заявлении Общества от 07.06.2,013 №130607/01, выходят за рамки указанных выше налоговых правоотношений, поскольку касаются оценки обстоятельств, вступления заявителя в гражданско-правовые отношения с контрагентами, в частности, оценки обстоятельств заключения и исполнения договоров строительного подряда, в целях исключение предпринимательских рисков, в том числе в результате заключения договоров с фирмами имеющими признаки однодневок. Разъяснение данной категорий вопросов не входит в компетенцию ни финансовых органов, перечисленных в статье 34.2 НК РФ, ни налоговых органов (статья 30 НК РФ). На основании статей 31, 32, 33 НК РФ, Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы обязаны действовать строго в рамках определенных законодательством о налогах и сборах полномочий, в том числе в части предоставления бесплатной информации налогоплательщику. Соответственно, на вопросы, не входящие в компетенцию налоговых органов, информация предоставляться не может. С учетом изложенного, основываясь на указанных выше нормах НК РФ, судом первой инстанции в решении сделан обоснований вывод о том, что письмо Управления от 29.06.2013 года №14-44/10446, которое подготовлено в качестве ответа на письменное обращение заявителя от 07.06.2013 года №130607/01, а также действия по его подготовке с учетом поставленных вопросов носит информационный характер, основано на правоприменительной практике оценки судами обстоятельств получения налоговой выгоды, письмо не содержит никаких властных предписаний, обязательных для исполнения заявителем, и не влечет непосредственно юридически значимых последствий, затрагивающих права и законные интересы общества. При этом понятия «должная осмотрительность» и «недобросовестный» контрагент введены в оборот на уровне арбитражного рассмотрения споров налогоплательщиков с налоговыми органами, и оценка обстоятельств получения налогоплательщиком налоговой выгоды с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года №53, осуществляется судами по каждому конкретному спору индивидуально. При таких обстоятельствах является несостоятельным довод заявителя о нарушении Управлением положений статьи 32 НК РФ. Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое письмо налоговым органом принято в пределах его компетенции, в соответствии с действующим законодательством РФ и не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку оно не возлагает на заявителя незаконную обязанность, исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 АПК РФ. При этом Общество не доказало нарушение его прав и законных интересов Управлением. Правовых оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции и принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. Несогласие Общества с установленными налоговым органом и судом обстоятельствами, не свидетельствует о недоказанности таких обстоятельств. В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу n А03-3688/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|