Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А03-18012/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

 г. Томск                                                                                                Дело № А03-18012/2013

«28» января 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 28  января 2014 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой

судей:  А.Л. Полосина, О.А. Скачковой

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи   Кульковой Т.А.  

без   использования   средств аудиозаписи

с участием в заседании

от заявителя : без участия (извещен),

от  заинтересованного лица:  без участия (извещен), 

рассмотрев в судебном заседании дело  по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края      

от 19 ноября 2013 г. по делу № А03-18012/2013 (судья Ильичева Л.Ю.)

по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656000, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Советская, 16)

к Арбитражному управляющему Плуталову Евгению Владимировичу (656060, г. Барнаул, ул. Солнечная поляна, 9, 77)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ,

 

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту – административный орган, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Плуталова Евгения Владимировича (далее по тексту – арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19 ноября 2013 г. Управлению Росреестра в удовлетворении заявления о привлечении арбитражного управляющего Плуталова Евгения Владимировича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ отказано в виду малозначительности. Суд ограничился  устным замечанием.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган  обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона),  неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.

Арбитражный управляющий представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2013 года по делу № А03-17827/2012 ООО «Крестьянское фермерское хозяйство «Знаменка» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Плуталов Е.В., который является членом НП «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

13.09.2013 года в Управление Росреестра поступило определение арбитражного суда от 10.09.2013 года с информацией о нарушениях арбитражным управляющим Плуталовым Е.В. законодательства о несостоятельности (банкротстве) при ведении процедуры конкурсного производства ООО «КФХ «Знаменка».

Управлением Росреестра проведена проверка деятельности арбитражного управляющего, по результатам которой в отношении Плуталова Е.В. 11.10.2013 года составлен протокол об административном правонарушении № 00592213, согласно которому арбитражным управляющим совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Арбитражный суд Алтайского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на наличие состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, однако исходил из малозначительности совершенного Плуталовым Е.В. административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; объективной стороной - неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве); субъектом - арбитражный управляющий и руководитель временной администрации кредитной организации; с субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 122-О указано на то, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

При этом следует иметь в виду, назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.

Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Федеральный закон № 127-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ).

В целях гарантирования прав кредиторов на участие в деле о банкротстве и принесение возражений относительно поступающих требований кредиторов пунктами 2 и 2.1 статьи 100 Федерального закона № 127-ФЗ установлена обязанность внешнего управляющего уведомить указанных лиц о получении новых требований кредитора в течение пяти дней с даты получения таких требований и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

Абзацем 2 пункта 2.1 данной статьи установлена обязанность временного управляющего в течение пяти дней с даты направления уведомлений представлять в арбитражный суд доказательства уведомления кредиторов о получении таких требований.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, конкурсный управляющий Плуталов Е.В. 13.08.2013 года вручил кредиторам ООО «КФХ «Знаменка» нарочным способом уведомления о поступлении требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю о включении в реестр требований кредиторов должника. Плуталов Е.В. представил в арбитражный суд доказательства уведомления кредиторов только 28.08.2013 года, что подтверждается копиями сообщений об уведомлении кредиторов, имеющимися в материалах дела арбитражного суда.

Согласно объяснений от 08.10.2013 года конкурсного управляющего Плуталова Е.В., доказательства уведомления кредиторов ООО «КФХ «Знаменка» о получении требований МИФНС № 9 о включении в реестр требований кредиторов должника представлены им в судебном заседании 10.09.2013 года. Однако, как верно указал суд, данный факт не нашел своего подтверждения.

При изложенных обстоятельствах, МИФНС № 9 стала обладать правами кредитора ООО «КФХ «Знаменка» только 02.10.2013 года, т.е. с момента включения ее требований в реестр требований кредиторов.

Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, представив в арбитражный суд доказательства уведомления кредиторов ООО «КФХ «Знаменка» о получении требования о включении в реестр требований кредиторов МИФНС № 9 с нарушением 5-дневного срока, конкурсный управляющий Плуталов Е.В. нарушил требование абзаца 2 пункта 2.1. статьи 100 Федерального закона № 127-ФЗ, чем не исполнил обязанность, установленную абзацем 10 пункта 2 статьи 20.3 указанного Закона.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Из приведенных норм следует, что виновность физического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

Доказательств того, что у Плуталова Е.В. не имелось возможности для соблюдения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях арбитражного управляющего вины в совершенном правонарушении.

Таким образом, административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях Плуталова Е.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности апелляционным судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом; о процессуальных действиях арбитражный управляющий извещался в установленном порядке; срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для указанной категории дел, не пропущен.

Вместе с тем, установив в действиях арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности применения в данном случае статью 2.9 КоАП РФ.

Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А67-2200/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также