Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу n А45-15413/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                  Дело № А45-15413/2013

«12» февраля 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Ходыревой Л.Е.,

Судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.

при участии в заседании: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 05 декабря 2013 года по делу № А45-15413/2013 (судья Абаимова Т.В.)

по заявлению Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Новосибирску об отмене постановления об административном правонарушении от 30.07.2013 г. 54 АЮ № 003354,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Министерства внутренних дел по городу Новосибирску (далее – УМВД России по городу Новосибирску, административный орган) 54 АЮ № 003354 от 30.07.2013 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 декабря 2013 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и признать незаконным оспариваемое постановление по следующим основаниям:

- из представленных административных органом доказательств невозможно установить, каким образом осуществлялись замеры расстояния, на котором установлены дорожные знаки, использовались ли при этом специальные средства и прошли ли они метрологическую проверку;

- вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, отсутствует, поскольку за изготовление и содержание дорожных знаков в г. Новосибирске отвечает МКУ «Горсвет»;

- ГОСТ Р 52766-2007 не является обязательным для исполнения, следовательно, в действиях заявителя отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что государственный инспектор Отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску Обухов О.П. 15.07.2013 года в 14 час. 42 мин. в присутствии двух свидетелей составил акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому в Дзержинском районе г. Новосибирска на ул. Есенина, 51 на остановочном пункте общественного транспорта «Калейдоскоп» размещен пешеходный переход.

Исходя из позиции административного органа, такое расположение остановочного пункта вынуждает водителей общественного транспорта нарушать Правила дорожного движения Российской Федерации, в силу пункта 12.4 которых запрещена остановка на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними. Остановившийся в таком месте автобус закрывает видимость пешеходного перехода другим водителям и пешеходам, переходящим проезжую часть, что создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушает требования ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Определением от 15.07.2013 г. указанным инспектором возбуждено дело об административном правонарушении.

24.07.2013 г. в отношении Департамента составлен протокол об административном правонарушении 54 ЮА № 003354, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 30.07.2013 г. Управлением принято постановление 54 АЮ № 003354 по делу об административном правонарушении, которым Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 30 000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Департамента состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, и вины в его совершении.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, предусмотрена в статье 12.34 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Основанием принятия оспариваемого постановления явилось нарушение Департаментом пункта 5.3.3.6 ГОСТа Р 52766-2007, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст, согласно которому остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из акта от 15.07.2013 г., составленного с участием свидетелей, и из фотографий, выполненных должностным лицом Отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску 15.07.2013 г., видно, что на остановке общественного транспорта «Калейдоскоп» в г. Новосибирске на ул. Есенина напротив дома 51 размещен пешеходный переход.

Акт составлен инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску по результатам повседневного надзора за условиями движения, осуществляемого в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, создающих помехи движению и угрозу его безопасности, в порядке, определенном Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение к Приказу МВД России от 08.06.1999 г. № 410 - зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.1999 г. № 1892).

Согласно пункту 3 Наставления выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения (ДИ и ОД), входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности МВД РФ, управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.

Пунктом 7.3 Наставления предусмотрено право ДИ и ОД составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения повседневного надзора.

В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах (подпункт 10.2.8.2 пункта 10 Наставления).

Согласно подпункту 10.2.8.4 пункта 10 Наставления при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного.

Таким образом, управление в лице государственного инспектора ОГИБДД вправе проводить проверки состояния автомобильных дорог, составлять соответствующие акты выявленных недостатков и протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии доказательств, достоверно подтверждающих событие вменяемого административного правонарушения, являлся предметом оценки суда первой инстанции.

Ссылка Департамента на отсутствие в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу показаний специальных технических средств, сведений о модели фотоаппарата, с учетом того обстоятельства, что пешеходный переход отображен на фотографиях, сделанных в ходе составления акта от 15.07.2013 г. до возбуждения дела об административном правонарушении, судом правомерно отклонена, кроме того, принимая во внимание, что Департамент в силу ст.65 АПК РФ не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, отраженных в акте.

Довод апелляционной жалобы о том, что применение ГОСТ Р 52766-2007 осуществляется на добровольной основе, является несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу n А03-544/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также