Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу n А27-10455/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                     Дело № А27-10455/2013

14 февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля  2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2014 г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего  Бородулиной И.И.

Судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. без использования средств аудиозаписи

при участии: без участия,

рассмотрев  в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 28.11.2013 по делу № А27-10455/2013 (судья Драпезо В.Я.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (ОГРН 1034205012687, ИНН 4209003875, 650021, г. Кемерово, ул. Грузовая, д. 19-Б)

к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, г. Кемерово, пр. Ленина, д. 80-А)

о признании незаконными решений в части,

У С Т А Н О В И Л:

 

Открытое акционерное общество «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (далее – ОАО «КОРМЗ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ КРОФСС РФ, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 17.07.2013 № 18000126осс о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства  Российской Федерации о страховых взносах в части  начисления страховых взносов в сумме 3124 рубля 56 копеек, пени в сумме 11 рублей 62 копеек, а также в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ), в виде штрафа в размере 624 рубля 91 копейка; решения от 17.07.2013 №120 н/с о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части дополнительного начисления страховых взносов в сумме 1 400 рублей и в части привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон №125-ФЗ) в виде штрафа в размере 280 рублей 13 копеек; обязании ГУ КРОФСС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения соответствующих изменений в расчеты страховых взносов, пеней и штрафов; взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (с учетом уточнения требовании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы, указывает, что оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами производится в рамках трудовых отношений и не относится к государственным пособиям, в связи с чем подлежит обложению страховыми взносами.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт как соответствующий нормам материального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились. Обществом представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2, 3 статьи 156, части  1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, специалистами филиала № 18 ГУ КРОФСС РФ совместно со специалистами Управления Пенсионного Фонда проведена выездная проверка в отношении общества на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, а также по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010 - 2012 годы, о чем составлены акты от 14.06.2013 № 18000126н/с и № 18000126осс.

18.06.2013 не согласившись с выводами актов в части взыскания со страхователя взносов, доначисленых Фондом социального страхования на произведенную оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, а так же в части взыскания соответствующих штрафов и пеней, заявитель обратился в Фонд социального страхования с возражениями.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки и возражений заявителя Фонд социального страхования принял решение от 17.07.2013 № 120н/с о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и решение от 17.07.2013 № 18000126оос о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением от 17.07.2013 № 18000126оос общество привлечено к ответственности в соответствии в соответствии с частью 3 статьи 40, части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов в виде начисления штрафа в размере 641 рубль 22 копейки. Кроме того, обществу доначислены страховые взносы в сумме 3 206 рублей 11 копеек, из которых 8 рублей 97 копеек на излишне выплаченные пособия по временной нетрудоспособности, 72 рубля 58 копеек на доход, образовавшийся в результате выплаты пособия по временной нетрудоспособности, произведенной по листку нетрудоспособности, оформленному с нарушением законодательства, 3 124 рубля 56 копеек на оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за ребенком- инвалидом, начислены пени по состоянию на 31.12.2012 за уплату страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленными сроками в размере 20 рублей 86 копеек.

Решением №120-н/с общество привлечено к ответственности в соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона №125-ФЗ в виде штрафа в размере 287 рублей 45 копеек за неуплате или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов, предложено перечислить в добровольном порядке доначисленные к уплате страховые взносы в сумме 1 437 рублей 23 копейки, из которых 32 рубля 54 копейки на доход, образовавшийся в результате выплаты пособия по временной нетрудоспособности, произведенной по листку нетрудоспособности, оформленному с нарушением законодательства, 4 рубля 03 копейки на излишне выплаченные пособия по временной нетрудоспособности, 1 400 рублей 66 копеек на оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за ребенком - инвалидом.

Частичное несогласие с вышеназванными решениями Фонда социального страхования послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.       

Удовлетворяя требования заявителя в обжалуемой части, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7,9  Закона № 212-ФЗ, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, исходил из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление страховых взносов (пени, штрафа).

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом № 212-ФЗ.

В силу статей 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 9 Закона № 212-ФЗ выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, т.е. имеют компенсационный характер.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10.

Выводы суда о том, что выплата, произведенная обществом работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, являются правомерными.

В соответствии со статьей 120 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

При этом указанная норма не содержит каких-либо положений относительно оплаты дней отпуска, она определяет, что нерабочие праздничные дни не включаются в число календарных дней отпуска, в связи с чем период отпуска продлевается на количество выпавших на период отпуска праздничных дней.

Судом установлено, ОАО «КОРМЗ» в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ относится к плательщикам страховых взносов, предоставляло в проверяемый период сотрудникам, имеющим ребенка-инвалида, дополнительные оплачиваемые выходные дни; указанные дни оплачивались работнику в размере среднего заработка; источником данных выплат являлись средства Фонда социального страхования, которые не включались в базу для начисления страховых взносов.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу n А27-15962/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также