Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А45-10711/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                               Дело № А45-10711/2013

06 марта 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующий   Колупаева Л. А.

судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Левенко А.С.

с применением средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного   лица: Гавриленко Н.А. по доверенности от 09.01.2014;

от третьего лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью Спецзавод «Квант»

на решение Арбитражного суда Новосибирской  области от 19.12.2013

по делу № А45-10711/2013 (судья Векшенков Д.В.)

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью Спецзавод «Квант»,г.Новосибирск (ОГРН 1095405026860 ИНН 5405404762)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу

третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации

о признании бездействия незаконным,

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Спецзавод «Квант» (далее - ООО Спецзавод «Квант», заявитель, общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, об обязании департамента рассмотреть заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемые виды деятельности в части медицинских отходов.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, мотивируя наличием оснований для переоформления лицензии; полагает, что выводы суда основаны  на письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по природопользованию, что недопустимо.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, его представитель в судебном заседании,   против доводов апелляционной жалобы возражали, просили  оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Заявитель и третье лицо, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел  возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей  заявителя и третьего лица.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы,  отзыва на нее, заслушав представителя Департамента, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.

Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию №054 00087 от 12.03.2012 на осуществление деятельности по сбору и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, выданную заинтересованным лицом, с местом осуществления лицензируемого вида деятельности: 632644, Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Коченево, ул. Инновационная, 1.

21 мая 2013 года общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ: наименование- медицинские отходы, код опасного отхода- 97100000 00 00 0, класс опасности- 4, виды выполняемых работ- обезвреживание.

24 мая 2013 года Департамент возвратил заявление общества о переоформлении лицензии и прилагаемые к заявлению документы без рассмотрения со ссылкой на неправомерность заинтересованным лицом выдавать разрешительную документацию в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов, в целом), а также с биологическими отходами.

Указанные действия заинтересованного лица послужили основанием для обращения 20 июня заявителя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что заинтересованное лицо, уполномоченное лицензировать деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, не вправе выдавать разрешительную документацию на осуществление деятельности в области обращения с медицинскими отходами.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело в порядке главы 34 АПК РФ, отклоняя доводы апеллянта,   исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 11 Закона №89-ФЗ, статей 14, 16, 18 Федерального закона № 7-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны и здоровья человека.

Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных видов отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также на отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 указанного Закона).

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

С учетом того, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ внесены изменения в часть  2 статьи  2 Федерального закона  от  24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым, отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, нормы  Закона № 89-ФЗ об обращении с отходами производства и потребления, таким образом, не могут быть  признаны общими по отношению к обращению с медицинскими отходами в силу прямого толкования части  2 статьи  2 Закона №89-ФЗ, согласно которой, в настоящее время предполагается существование самостоятельного комплекса правовых норм, регулирующих обращение с медицинскими отходами  отдельно от норм Федерального закона  «Об отходах производства и потребления».

В развитие указанного пунктом 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природы Российской Федерации от 25.02.2010№  50,  установлено, что действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом,  в части, не урегулированной нормами   Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иными нормативными актами, к обращению с медицинскими отходами не может быть применено регулирование Законом № 89-ФЗ, поскольку  отношения в области обращения с медицинскими отходами были выведены с 01.07.2009 из сферы регулирования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании изложенного следует, что действие норм Закона № 89-ФЗ не распространяется на биологические отходы,  на что указывается  в письме Министерства природы Российской Федерации от 16.12.2011 № 12-46/18775 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами».

Полномочия и ответственность органов государственной власти  Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1).

Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 части 2  статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ).

Статья 49 Закона №323-ФЗ устанавливает, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе,  анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий (часть 1).

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1.класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2.класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы;

3.класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4.класс «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5.класс «Д» - радиоактивные отходы (часть 2).

Как предусмотрено в части  3 комментируемой статьи, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти должны устанавливаться классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А03-15244/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также