Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу n А27-14576/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-14576/2013 резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 текст постановления изготовлен в полном объеме 07 марта 2014 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С. Н. Хайкиной судей: Т.В. Павлюк, Л.Е. Ходыревой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. при участии: от заявителя: без участия, извещен от заинтересованного лица: без участия, извещен рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Прокопьевске и Прокопьевском районе на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2013 по делу № А27-14576/2013 (судья Г. П. Обухова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прокопьевский завод строительных материалов» (ОГРН 1074223004987, ИНН 4223016422) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Прокопьевске и Прокопьевском районе о признании частично недействительным предписания, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Прокопьевский завод строительных материалов» (далее – ООО «ПЗСМ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным пунктов 7 и 9 предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Кемеровской области в городе Прокопьевске и Прокопьевском районе (далее – Управление Роспотребнадзора) от 26.09.2013 № 161. Решением суда от 17.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, Управление Роспотребнадзора обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование апелляционной жалобы Управление Роспотребнадзора указывает на необходимость соблюдения Обществом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; наличие у Общества обязанности по разработке проекта расчетной санитарно-защитной зоны; обязанность Общества проводить производственный контроль на границе санитарно-защитной зоны. Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились. на основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене. Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ПЗСМ», результаты которой оформлены актом от 26.09.2013. В ходе проведенной проверки установлено нарушение Обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды, а именно: не осуществлена разработка проекта санитарно-защитной зоны, деятельность ООО «ПЗСМ», оказывающая воздействие на среду обитания и здоровье человека, осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, не проводится производственный контроль на границе санитарно-защитной зоны. По результатам проверки Обществу выдано предписание от 26.09.2013 № 161 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Частично не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об отсутствии у Общества обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и установлению санитарно-защитной зоны. Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания недействительным предписания Управления Роспотребнадзора необходимо наличие двух условий: несоответствие такого предписания закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов Общества. Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемые Обществом пункты предписания от 26.09.2013 № 161 противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В абзаце 10 статьи 1 Закона № 52-ФЗ указано, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Как следует из оспариваемого предписания, Обществу, в том числе указано на необходимость обеспечить установление размеров санитарно-защитных зон с учетом всех источников химического, биологического и/или физического воздействия (пункт 7), а также обеспечить выполнение исследований атмосферного воздуха (взвешенные вещества, двуокись азота, двуокись серы, оксид углерода, углерод черный, шумовое воздействие) на границе санитарно-защитной зоны объектов ООО «ПЗСМ» в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» с изменениями и дополнениями № 1 СП 1.1.2193-07 (пункт 9). Согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Вопросы определения класса опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п. определяются СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. В силу абзаца 2 пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 – 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I – III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I – III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах. Однако пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 (в редакции, действующей с 12.11.2010) установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Управлением Роспотребнадзора, что ООО «ПЗСМ» осуществляет производство с 2007 года, на дату внесения изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 являлось действующим предприятием, сведений о его реконструкции после введения санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется. Следовательно, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на ООО «ПЗСМ» предприятие, и на Общество не может быть возложена обязанность по разработке проекта границ санитарно-защитной зоны. Поскольку проверка в отношении Общества проводилась в сентябре 2013 года, предписание с требованием устранить нарушения в части установления размеров санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выдано 26.09.2013, пункт 7 оспариваемого предписания не соответствует действующему законодательству. Ссылка апеллянта на отмену письма Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 судом не принимается, поскольку не имеет правового значения. Отсутствие у заявителя обязанности по разработке проекта границ санитарно-защитной зоны обусловлено пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 с учетом осуществления Обществом деятельности до принятия СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. Также является необоснованной ссылка Управления Роспотребнадзора на СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий». Указанные правила не регулируют требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству. Требования пункта 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01, предусматривающие обязательное установление для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, санитарно-защитных зон в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, не содержат указаний на лицо, которое должно установить санитарно-защитные зоны. При этом положения СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, устанавливающие обязанность определения границ санитарно-защитных зон для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, в настоящем случае на ООО «ПЗСМ» не распространяются. Принимая во внимание, что границы санитарно-защитной зоны для объектов Общества не установлены, является неправомерным требование Управления Роспотребнадзора по обеспечению Обществом выполнения исследований атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01 и СП 1.1.1058-01. Таким образом, пункт 9 оспариваемого предписания также не соответствует действующему законодательству. Указанные пункты оспариваемого предписания нарушают права Общества, поскольку налагают на него не предусмотренные законом обязанности, исполнение которых повлечет расходование дополнительных средств. С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Обществом требования. С учетом изложенного при вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2013 по делу № А27-14576/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Прокопьевске и Прокопьевском районе – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Председательствующий С. Н. Хайкина Судьи Т.В. Павлюк Л.Е. Ходырева Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу n А45-17049/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|