Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А27-16418/2001. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                       Дело № А27-16418/20013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Сухотиной В.М.,

судей:  Афанасьевой Е.В., Стасюк Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Клепиковой Т.Н.

при участии: без участия

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (рег.№ 07АП-2104/14)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 января  2014 года по делу №А27-16418/2013 (судья С.С. Бондаренко)

по иску Государственного бюджетного учреждения Кемеровской области «Кузбасский центр энергосбережения» (ОГРН 1024200722523)

к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (ОГРН 1044246000787)

о взыскании 661 485 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области «Кузбасский центр энергосбережения» (далее – Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (далее – Общество, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 534 791 руб. задолженности по внесению целевых отчислений для реализации программы энергосбережения на основании Закона кемеровской области от 09.12.1999 № 78-ОЗ за период с октября по декабрь 2010 года.

Исковые требования со ссылками на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон Кемеровской области от 09.12.1999 №78-ОЗ «О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению», Положение «О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы, утвержденной на определенный срок, и обеспечения эффективности экономики Кемеровской области», утвержденное распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 №58-р (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 №97-р, от 14.11.2003 №1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 №48, от 27.06.2005 №61, от 17.07.2006 №139), мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по перечислению целевых средств за спорный период.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 января  2014 года по делу №А27-16418/2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Закон Кемеровской области от 09.12.1999 №78-ОЗ «О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению» и Положение «О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения», утвержденное Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 №58-р в настоящее время не основано на федеральном и областном законодательстве, и, соответственно, не может применяться при вынесении решения.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции,  арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «Теплоснабжение» включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.

Постановлениями Региональной Энергетической Компании Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 16.11.2009 №131 для ООО «Теплоснабжение»  утверждены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче электрической энергии, в состав которых включены целевые отчисления для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 1 процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации.

В соответствии с расчетом истца, основанным на представленных ответчиком справках об объемах принятой в сеть фактической расчетной мощности, за период с октября по декабрь 2010 года задолженность ответчика по оплате целевых средств составила 534 791 руб.

Неисполнение ООО «Теплоснабжение» обязанности по перечислению целевых средств, полученных им в составе тарифа на тепловую энергию и услуги по передаче электрической энергии, за период с октября по декабрь 2010 явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что обязанность ООО «Теплоснабжение» по отчислению в счет формирования целевых средств для реализации областной программы установлена нормативными актами субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, доказательств по отчислению денежных средств за указанный период ответчиком в материалы дела не представлено.

Выводы суда первой инстанции соответствуют закону и материалам дела.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Следовательно, отсутствие соглашения между сторонами не исключает возникновения гражданских правоотношений по указанным основаниям.

В соответствии с Законом Кемеровской области «Об энергосбережении на территории Кемеровской области» от 14.01.1999 № 9-ОЗ (далее - Закон №9-ОЗ, действовавший до принятия Закона Кемеровской области от 02.06.2011 №60-ОЗ) под энергосбережением понимается комплекс правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых и иных нетрадиционных источников энергии (статья 1). Законодательство Кемеровской области об энергосбережении состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области (статья 3).

Во исполнение положений Федерального закона от 03.04.1996 №28-ФЗ «Об энергосбережении» для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий принят Закон Кемеровской области от 09.12.1999 №78-ОЗ «О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения» (далее - Закон №78-ОЗ).

Согласно статье 2 Закона №78-ОЗ источником формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.

Статьей 3 Закона №78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.

В соответствии со статьей 6 Закона №9-ОЗ к полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области отнесено определение направлений проведения государственной энергосберегающей политики, утверждение краткосрочных и среднесрочных региональных программ энергосбережения и обеспечение их реализации, формирование инвестиционной политики, разработка финансово-экономических механизмов в области энергосбережения, определение порядка консолидации отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на энергию, в том числе их размер, источник, механизм включения в тарифы. К источникам финансирования программ и мероприятий по энергосбережению наряду со средствами бюджетов различных уровней отнесены также собственные средства предприятий и организаций и целевые средства, включаемые в структуру регулируемых тарифов (статья 16 указанного Закона).

Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 №58-р, в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 №139, утверждено Положение «О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области» (далее - Положение).

В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.

Установленный Положением размер отчислений составляет 1 процент от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед учреждением о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 Положения).

Включение отчислений на целевые средства в структуру регулируемых цен (тарифов) осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (пункт 3.3 Положения).

Принимая во внимание, что в структуру тарифов, утвержденных РЭК Кемеровской области для ООО «Теплоснабжение» на 2010 г., были включены целевые отчисления для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то согласно положениям приведенных нормативных правовых актов Кемеровской области у ответчика возникла обязанность по перечислению указанных целевых средств на специальный счет ГБУ КО «Кузбасский центр энергосбережения».

В связи с тем, что отчеты о стоимости фактически реализованной энергии и услуг по ее передаче ответчиком в адрес ГБУ КО «Кузбасский центр энергосбережения» в нарушение пункта 2.2. Положения о порядке формирования и использования целевых средств представлены не были, истец произвел начисление на основании данных, предоставленных РЭК Кемеровской области о плановых объемах целевых средств энергосбережения, включенных в тариф энергоснабжающей организации.

Расчет истца, основанный на представленных ответчиком справках об объемах принятой в сеть фактической расчетной мощности, за период с октября по декабрь 2010 года представлен в материалы дела, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расчет истца ответчиком не опровергнут, доказательств оплаты не представлено.

При таких обстоятельствах иск удовлетворен судом первой инстанции правомерно.

Довод ответчика о том, что в связи с вступлением в законную силу Закона об энергосбережении, право на установление отчислений на энергосбережение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено, так как Федеральный закон от 03.04.1996 №28-ФЗ «Об энергосбережении» признан утратившим силу, а Законом об энергосбережении такое право субъектам Российской Федерации прямо не предусмотрено, был предметом исследования арбитражного суда и правомерно отклонен на основании статей 73, 76 Конституции Российской Федерации, Закона об энергосбережении, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (далее - постановление №1225), постановления Коллегии администрации Кемеровской области №161 от 25.06.2007, Закона КО №78-0З, Положения о порядке формирования целевых средств.

Суд первой инстанции указал, что Закон об энергосбережении не устанавливает запрет на использование субъектами Российской Федерации внебюджетных источников на цели энергосбережения. Более того, в части 2 статьи 14 данного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).

Постановлением №1225 были утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).

Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области №161 от 25.06.2007 утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области» на 2008-2013гг., постановлением №363 от 31.08.2010 утверждена Комплексная региональная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области» на 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020 г., которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств (в том числе целевых средств в объеме 2720,092 млн. руб.). При этом одним из исполнителей программы является истец.

Таким образом, оснований для принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.

Арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

                                                        П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 января  2014 года по делу №А27-16418/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                                              В.М. Сухотина

Судьи                                                                                                            Е.В. Афанасьева

                                                                                                                      Т.Е. Стасюк

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А67-5903/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также