Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А45-20089/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                             Дело № А45-20089/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Кривошеиной С. В.

судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Глоба Р. Ю. по дов. от 30.12.2013 № 92,

от заинтересованного лица: без участия,

от третьих лиц: без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2014 по делу № А45-20089/2013 (судья Полякова В. А.) по заявлению Администрации Новосибирского района Новосибирской области (ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области о признании недействительным решения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, общество с ограниченной ответственностью «Ресурс»,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Новосибирского района Новосибирской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения отдела кадастрового учета № 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (далее – ФГБУ «Кадастровая палата», учреждение) от 08.08.2013 № 54/13-111207.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление), общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (далее – ООО «Ресурс»).

Решением   Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит следующие доводы:

- вывод суда о том, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.12.2008 № ВК/5375 признаками нормативного правового акта не обладает, следовательно, не подлежит обязательному применению, является неправомерным;

- выводы суда по существу спора сделаны лишь на основе пояснений представителя ФГБУ «Кадастровая палата», которые, в свою очередь, документально не подтверждены.

Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.

ООО «Ресурс» в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

ФГБУ «Кадастровая палата» и Управление отзыве на апелляционную жалобу не представили.

Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного и третьих лиц.

Представитель заявителя доводы жалобы в судебном заседании поддержал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва ООО «Ресурс», заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, в августе 2013 года Администрация обратилась в ФГБУ «Кадастровая палата»  с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288.

Решением от 08.08.2013 № 54/13-111207 ФГБУ «Кадастровая палата»  отказало Администрации в совершении соответствующих действий.

Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что отказ органа кадастрового учета в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 является правомерным, а решение отдела кадастрового учета № 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области от 08.08.2013 № 54/13-111207 законным.

Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе, исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 указанной статьи).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 указанной статьи).

Согласно пунктам 19, 35 Порядка ведения кадастра при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки.

Основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).

Из материалов дела следует, что орган кадастрового учета при проверке обоснованности поступившего заявления об исправлении технической ошибки не обнаружил допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшей к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, ошибки.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ органа кадастрового учета в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 является правомерным, а оспариваемое решение учреждения - законным.

Доказательств наличия противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости с документом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости были внесены в ГКН, в материалы дела не представлено, в связи с чем заявленные по существу доводы Администрации подлежат отклонению.

Администрация не согласна с выводом суда о том, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.12.2008 № ВК/5375 признаками нормативного правового акта не обладает, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Апеллянт указывает, что Роснедвижимость в данном письме довела до сведения своих территориальных органов, что «земельные участки госсобственности» подлежат ликвидации с переводом сведений в статус «аннулированный», письмо вступило в силу с момента его подписания.

Между тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.12.2008 № ВК/5375 не подлежит обязательному применению: данное письмо не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа отсутствуют.

Указанное письмо Роснедвижимости официально не было опубликовано в порядке, установленном в  Указе Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов власти».

Согласно пункту 10 данного Указа нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.12.2013 № 402413/13/43/54 в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа, выданного для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-17664/2012, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области запрещено совершать любые действия, влекущие за собой снятие земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 с государственного кадастрового учета и исключение сведений об этом земельном участке из государственного кадастра недвижимости.

Следовательно, совершение органом кадастрового учета действий, на которые указывает Администрация  – внесение в сведения государственного кадастра недвижимости записи о статусе земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:288 «аннулированный» приведет к невозможности исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-17664/2012, в соответствии с которым Администрация обязана совершить предусмотренные нормами статьи

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А27-18497/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также