Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А27-18908/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                            Дело № А27-18908/2013

21 апреля 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014г.

Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2014г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полосина А.Л.

судей Колупаевой Л.А., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.

при участии:

от истца: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (№ 07АП-2349/14)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 06 февраля 2014 года по делу № А27-18908/2013 (судья Аникина Н.А.)

по иску индивидуального предпринимателя Грачева Максима Юрьевича, г. Кемерово, Кемеровская область (ОГРНИП 313420530200050, ИНН 420512639065)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:04:0216004:171 в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Грачев Максим Юрьевич (далее по тексту – истец, предприниматель, ИП Грачев М.Ю.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице Кемеровского филиала (далее по тексту – ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:04:0216004:171, расположенного по адресу: Кемеровская область, р-н Кемеровский, площадью 922 083 кв. м. в размере его рыночной стоимости, определенной на основании Отчета независимого оценщика МЮН/76.1-06-12-2013-1, по состоянию на 01.01.2008 года в размере 24 905 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06 февраля 2014 года иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ «ФКП Росреестра» обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 февраля 2014 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска в связи с неправильным применением норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу; судебные расходы по данной категории дел подлежат отнесению на истца.

Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.

Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции  оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку апеллянт является надлежащим ответчиком по делу; судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска обоснованно взысканы арбитражным судом с ответчика.

Письменный отзыв предпринимателя приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 февраля 2014 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец на основании свидетельства о государственной регистрации права 42 АД № 421536 от 18.06.2013 года является собственником земельного участка площадью 922 083 кв.м., с кадастровым номером 42:04:0216004:171, который относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: Кемеровская область, р-н Кемеровский.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:04:0216004:171 определена в размере 54 734 846 руб. 88 коп. (кадастровая выписка о земельном участке от 24.05.2013 года № 4200/001/13-211533), утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области 23.05.2013 года.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития № 222 от 12.08.2006 года, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2010 года № 517, на площадь земельного участка.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2010 года № 517 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Кемеровской области по состоянию на 01.01.2008 года.

В целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка истец обратился к ООО «Инфо-Консалт», согласно отчету от 10.12.2013 года № ОН/76.1-06-12-2013-1 об оценке которого, рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 24 905 000  руб.

Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, предприниматель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.

В свою очередь, арбитражный суд, основываясь на нормах статьи 66 Земельного кодекса РФ, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года № 913/11, исходя из доказанности материалами дела истцом рыночной стоимости земельного участка, установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:04:0216004:171, площадью 922 083  кв.м, в размере равном его рыночной стоимости -  24 905 000  руб.

Апелляционный суд соглашается с решением суда, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 35-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим Законом порядке.

Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума от 28.06.2011 года № 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса РФ назначается экспертиза.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела принят во внимание представленный истцом отчет оценщика ООО ««Инфо-Консалт» от 10.12.2013 года № ОН/76.1-06-12-2013-1, которым определена рыночная стоимость спорного земельного участка.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности истцом действительной рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 24 905 000 руб.

Не оспаривая указанные выводы суда первой инстанции, ФГБУ «ФКП Росреестра» считает, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Между тем, в части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 221-ФЗ, предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 названного Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года № 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.

Пунктом 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, определено, что ведение государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.

В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 года № П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.

Согласно пункту 2 названного Приказа и Плану-графику к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.07.2010 года.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочий по определению и установлению кадастровой стоимости

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А03-18014/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также