Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу n А27-18920/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                  Дело № А27-18920/2013

30.04.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 30.04.2014

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего      Павлюк Т. В.

судей:                                     Кривошеиной С.В.

                                                Ходыревой Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М., без применения средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещен);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации» (филиал № 2) (07АП-2818/14)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.02.2014

по делу № А27-18920/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПЕКАРЕФФ» (ОГРН 1104202001232 ИНН 4202039537), г. Белово, п.г.т. Краснобродский

к Государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации» (филиал № 2), г. Белово

о признании недействительными решения № 1 от 13.09.2013 г., решения № 1729 от 13.09.2013,

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ПЕКАРЕФФ» (далее – ООО «ПЕКАРЕФФ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными: решения Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №2) (далее – ГУ КРОФСС) № 1 от 13.09.2013 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; решения ГУ КРОФСС № 1729 от 13.09.2013 г. о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 31 782, 43 руб.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.02.2014 (резолютивная часть решения объявлена 10.02.2014) требования ООО «ПЕКАРЕФФ» удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, ГУ КРОФСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что судом дана неверно оценка доводам и доказательствам, представленным ГУ КРОФСС о правомерности принятия решения № 1 от 13.09.2013 в части отказа в выделении средств Фонда социального страхования РФ на выплату пособий в сумме 31 782,43 руб.

Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.

ООО «ПЕКАРЕФФ» в отзыве на апелляционную жалобу, представленному в суд в порядке статье 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с п. 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено без участия представителей заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО «ПЕКАРЕФФ» 09.07.2013 г. обратилось в ГУ КРОФСС с заявлением о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию по состоянию на 01.07.2013 в сумме 97 133,79 руб.

По представленным страхователем документам проведена камеральная проверка, составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 1729с/с от 07.08.2013 г.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки № 1729с/с от 07.08.2013 г. ГУ КРОФСС принято решение №1 от 13.09.2013 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; решение № 1729 от 13.09.2013 г. о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. Основанием для принятия решений об отказе в выделении денежных средств, решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения послужили выводы об искусственном создании условий для необоснованного получения пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в суд.

Удовлетворяя заявленные требования ООО «ПЕКАРЕФФ», суд первой инстанции пришел к выводу, что ГУ КРОФСС не представило доказательств наличия искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда социального страхования Российской Федерации в спорной сумме.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора. Общество, являясь страхователем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

В соответствии со статьей 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона № 165-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона № 81-ФЗ право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (часть 2 статьи 14). В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж (часть 5 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Указанный перечень документов является исчерпывающим. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, также установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 декабря 2009 г. № 951н.

Согласно пункту 4 статьи 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае выявления расходов на выплату на выплату страхового обеспечения, произведенных с нарушением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Иных оснований для непринятия расходов к зачету органами ФСС законодательством не предусмотрено. Данные обстоятельства являются основаниями и для отказа в выделении средств на возмещение расходов страхователем.

Судом первой инстанции установлено, что ООО «ПЕКАРЕФФ» представлен необходимый пакет документов.

Факт наличия трудовых отношений между Серовой Е.А. и ООО «ПЕКАРЕФФ» подтвержден трудовым договором № 20/к от 01.03.2013 г., приказом о приеме работника на работу от 01.03.2013 г., договором № 3/к о полной индивидуальной и материальной ответственности, копией трудовой книжки Серовой Е.А.

Как следует из приказа от 01.03.2013 г. Серова Е.А. принята на должность пекаря 3 разряда, установлен оклад в размере 5 205 руб. с надбавкой 1 561 руб. Заявитель рассчитал размер ежемесячного пособия, исходя из фактического заработка Серовой Е.А. Факт наступления страхового случая, и правомерность выдачи листка нетрудоспособности ответчиком не оспариваются.

ООО «ПЕКАРЕФФ» также документально подтверждено получение Серовой Е.А. заработной платы и пособий в заявленной сумме.

Удовлетворяя требование ООО «ПЕКАРЕФФ», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие трудовых отношений между заявителем и Серовой Е.А., наступление страхового случая и фактическая выплата начисленного пособия подтверждаются материалами дела и не опровергнуты Фондом социального страхования.

Довод апелляционной жалобы о том, что Серова Е.А. принята на работу в ООО «ПЕКАРЕФФ» за 2 мес. 23 к/дн до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам), отклоняется, в связи со следующим.

Согласно статьям 132, 135 и 145 Трудового кодекса РФ заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда и зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

На основании статьи 64 ТК РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Из вышесказанного следует, что работодатель не имеет права отказать в принятии на работу женщине по причине ее беременности, а установление размера заработной платы относится к прерогативе работодателя.

Трудовое законодательство не содержит

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу n А45-17872/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также