Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А45-7266/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-7266/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Левенко с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя – Т.В. Горюновой по доверенности от 01.10.2014, паспорт, А.А. Ягунова по доверенности от 10.02.2014, паспорт,

от заинтересованного лица - без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Транссибнефть»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 августа 2014 г. по делу № А45-7266/2014 (судья Е.И. Булахова)

по заявлению открытого акционерного общества «Транссибнефть» (ОГРН 1025500514489, ИНН 5502020634, г. Омск, ул. Красный путь, д. 111, корп. 1)

к Администрации города Чулыма Новосибирской области (632551, Новосибирская обл., г. Чулым, ул. Трудовая, д. 1)

о признании незаконным бездействия,

 У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Транссибнефть» (далее – заявитель, общество, ОАО «Транссибнефть») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации города Чулыма Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении возложенных на администрацию обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 6, пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; об обязании администрацию города Чулыма Новосибирской области принять меры по организации надлежащего теплоснабжения населения в городе Чулыме Новосибирской области, в том числе распорядиться тепловыми сетями протяженностью 1,1 км, находящимися в муниципальной собственности, соединяющими котельную Чулымской НПС ОАО «Транссибнефть» с домами № 1, 2, 3, 4, 5 , 6 по улице Нефтяников и дома № 1 по улице Райподстанции города Чулым с целью дальнейшей организации надежного теплоснабжения потребителей.

Решением суда от 19.08.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования ОАО «Транссибнефть».

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на нарушение бездействием администрации прав и законных интересов ОАО «Транссибнефть» в сфере предпринимательской деятельности, что ограничивает заявителя на получение прибыли.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представила.

В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.

Администрация о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направила. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя администрации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, ОАО «Транссибнефть» является собственником источника тепловой энергии – котельной Чулымской НПС, расположенной по адресу: Новосибирская область, Чулымский район, г. Чулым, ул. Островского, 1.

К котельной Чулымской НПС подведены тепловые сети, протяженностью 1,1 км, соединяющие ее с домами №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 по улице Нефтяников и домом № 1 по улице Райподстанция города Чулыма Новосибирской области. Указанные сети находятся на балансе Администрации города Чулыма Новосибирской области.

В 2011-2012 годах заявитель заключал договоры поставки тепловой энергии с арендатором тепловых сетей МУП «Чулым-Сервис», которое, оказывая услуги по непосредственному теплоснабжению конечных потребителей тепловой энергии - жителей города Чулыма, заключало с последними соответствующие договоры теплоснабжения.

В 2013 году МУП «Чулым-Сервис» отказалось заключать с ОАО «Транссибнефть» договор, поскольку тепловые сети принадлежат администрации, а договор аренды тепловых сетей между администрацией и МУП «Чулым-Сервис» расторгнут.

Заявитель, полагая, что администрация неправомерно расторгла договор аренды с МУП «Чулым-Сервис» и не распоряжается каким-либо образом тепловыми сетями, обратился в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

На основании частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1).

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 2 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.

В части 6 статьи 17 Федерального закона № 190-ФЗ указано, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Как следует из материалов дела, согласно приказу Департамента по Тарифам Новосибирской области № 385-ТЭ от 02.11.2012 установлен тариф на тепловую энергию (мощность) для потребителей Чулымской нефтеперекачивающей станции филиала ОАО «Транссибнефть», в том числе для населения. Тариф действует с 01.01.2013 с календарной разбивкой. Иным теплоснабжающим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории г. Чулыма установлены иные тарифы.

В октябре 2013 г. МУП «Чулым-Сервис» в одностороннем порядке отказалось о заключать договор на обслуживание указанных тепловых сетей и поставки тепловой энергии для указанных жилых помещений.

Также по инициативе МУП «Чулым-Сервис» расторгнут договор аренды тепловых сетей с администрацией, в связи с тем, что организация была поставлена в невыгодные условия и несла убытки, поскольку поставку тепловой энергии МУП «Чулым-Сервис» истец осуществлял по своим тарифам, а оплату за услуги теплоснабжения МУП «Чулым-Сервис» взымало с жителей по меньшим тарифам, которые были установлены для МУП «Чулым-Сервис».

Письмом № 510 от 07.10.2013 администрация сообщила ОАО «Транссибнефть» о том, что в соответствии с постановлением главы города Чулыма № 360 от 06.09.2013 «О начале отопительного сезона 2013/2014 г.г.» все теплоснабжающие организации приступили к подаче теплоносителя на все объекты города, кроме ОАО «Транссибнефть». Администрация в письме также просила общество заключить договоры на поставку коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения напрямую с каждым потребителем, поскольку собственники многоквартирных домов по ул. Нефтяников, ул. Райподстанции, д. 1 выбрали непосредственный способ управления. При этом указало, что МУП «Чулым-Сервис» не может заключать договор теплоснабжения с ОАО «Транссибнефть», так как оно уже оказывает услуги теплоснабжения потребителям г. Чулыма с утвержденным для данной организации тарифом, отличным от ОАО «Транссибнефть». Работать по двум тарифам предприятие не может, других организаций в городе нет.

Из материалов дела также не следует, что МУП «Чулым-Сервис» обладает статусом единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения.

В данном случае администрация, являясь органом местного самоуправления, не имеет правовых оснований для понуждения или обязания МУП «Чулым-Сервис» или другого юридического лица заключить договор аренды тепловых сетей, в связи с чем оснований полагать, что администрация намеренно каким-либо образом нарушает действующее законодательство и принципы свободы заключения договора по отношению к ОАО «Транссибнефть» у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доказательств того, что администрация препятствовала или препятствует ОАО «Транссибнефть» передаче по тепловым сетям тепловой энергии потребителям из материалов дела не следует. Кроме того тепловые сети используются обществом на безвозмездной основе и администрация несет бремя по их содержанию.

Решением Чулымского районного суда Новосибирской области от 02.12.2013 по делу № 2-677/2013 суд обязал ОАО «Транссибнефть» обеспечить бесперебойное теплоснабжение потребителя в течение отопительного сезона 2013-2014 г.г., путем бесперебойной

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А27-5082/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также