Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А45-16231/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-16231/2013 16 октября 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года В полном объеме постановление изготовлено 16 октября 2014 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шатохиной Е.Г., судей Бородулиной И.И., Ждановой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мозгалиной И.Н., при участии в судебном заседании: от истца: Ярцевой Е.Г., поручение от 24.09.2014 г., от ответчиков: без участия (извещены); рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (апелляционное производство № 07АП-9190/2014) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июля 2014 года (судья Юшина В.Н.) по делу № А45-16231/2013 по иску заместителя прокурора Новосибирской области к департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105406000798), открытому акционерному обществу «Колыванский лесхоз» (ОГРН 1095475004130) о признании недействительным государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Новосибирской области (далее – истец) обратился 10.09.2013 в Арбитражный суд Новосибирской области к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, открытому акционерному обществу «Колыванский лесхоз», (далее – ОАО «Колыванский лесхоз») с иском о признании недействительным государственного контракта от 12.07.2013 № 39 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области и ОАО «Колыванский лесхоз». Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2014 (резолютивная часть объявлена 15.07.2014) признан недействительным государственный контракт от 12.07.2013 № 39 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, заключенный между Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области и ОАО «Колыванский лесхоз». Департамент лесного хозяйства Новосибирской области не согласился с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права. По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о возможности заключения договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений только путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, а также о нарушении при заключении оспариваемого контракта положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» противоречат статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации, статьям 10, 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 № 270 «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров». Заявитель полагает, что его право размещать государственный заказ на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений с единственным подрядчиком подтверждается позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 08.08.2007 № 11812-КА/Д-04 «О порядке применения процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд». Заявитель апелляционной жалобы указал, что обращаясь с настоящим иском, истец не обозначил, в чем состоит нарушение интересов публично-правового образования (Российской Федерации) при не оспаривании правомерности назначения лесохозяйственных мероприятий, а также нарушение порядка распоряжения имуществом; нормы права, свидетельствующие о нарушении порядка распоряжения имуществом. Кроме того, Департамент полагает оспариваемый государственный контракт прекратившим свое действие. Истец представил в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором, указывая на необоснованность и несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит в ее удовлетворении отказать. Ответчики, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили; ОАО «Колыванский лесхоз» отзыв на апелляционную жалобу не представило. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчиков. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2014, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта. Как следует из материалов дела, 12.07.2013 между Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области (заказчиком) и ОАО «Колыванский лесхоз» (подрядчиком) заключен государственный контракт №39, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений в соответствии с условиями настоящего контракта. В соответствии с пунктом 1.2 контракта состав, объем работ и другие требования к выполненным работам определены техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение №1). В пункте 1.3 контракта определены сроки начала выполнения работ: с даты заключения контракта; окончания выполнения работ: 31.12.2013. Отдельные виды работ выполняются в сроки, предусмотренные техническим заданием. Цена контракта составляет 10 000 рублей, НДС не облагается, и включает в себя расходы, связанные с выполнением работ, предусмотренных контрактом в полном объеме, стоимость материалов, расходы на перевозку, страхование, погрузо-разгрузочные работы, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением подрядчиком своих обязательств по государственному контракту (пункты 3.1, 3.2 контракта). Согласно пункту 1.4 контракта одновременно с выполнением работ, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего контракта, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины на основании соглашений о купле-продаже лесных насаждений, составляемых по форме. В разделе 3 технического задания стороны согласовали объем заготовки древесины: (корневой) 26,0 тыс. кбм., в том числе ликвидный 23,6 тыс. кбм. Заказ был размещен Департаментом у единственного подрядчика - ОАО «Колыванский лесхоз». Ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона № 94-ФЗ, статьи 16 Закона № 135-ФЗ, Приказа от 05.07.2010 № 270 государственный контракт заключен без проведения торгов, в связи с чем является недействительной (ничтожной) сделкой, заместитель прокурора Новосибирской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Арбитражный суд Новосибирской области, установив несоответствие государственного контракта требованиям действующего законодательства, удовлетворил требования истца. Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается смешанный договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ №270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров). Согласно пункту 2 Приказа №270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ. Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»» должны быть указаны положения, определяющие: а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений; б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину. Из системного толкования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров следует, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Исходя из изложенного, Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, разместив заказ у единственного подрядчика - ОАО «Колыванский лесхоз», нарушил требования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, по отношению к нормам Федерального закона N 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур. Пунктом 1 статьи 422 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А45-13687/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|