Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А45-16231/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                    Дело № А45-16231/2013

16 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года

В полном объеме постановление изготовлено 16 октября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Шатохиной Е.Г.,

судей Бородулиной И.И., Ждановой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мозгалиной И.Н.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Ярцевой Е.Г., поручение от 24.09.2014 г.,

от ответчиков: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (апелляционное производство № 07АП-9190/2014) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 июля 2014 года (судья Юшина В.Н.) по делу № А45-16231/2013

по иску заместителя прокурора Новосибирской области

к департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105406000798), открытому акционерному обществу «Колыванский лесхоз» (ОГРН 1095475004130)

о признании недействительным государственного контракта,

 

УСТАНОВИЛ:

 

заместитель прокурора Новосибирской области (далее – истец) обратился 10.09.2013 в Арбитражный суд Новосибирской области к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, открытому акционерному обществу «Колыванский лесхоз», (далее – ОАО «Колыванский лесхоз») с иском о признании недействительным государственного контракта от 12.07.2013 № 39 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области и ОАО «Колыванский лесхоз».

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2014 (резолютивная часть объявлена 15.07.2014)  признан недействительным государственный контракт от 12.07.2013 № 39 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, заключенный между Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области и ОАО «Колыванский лесхоз».

Департамент лесного хозяйства Новосибирской области не согласился с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о возможности заключения договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений только путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, а также о нарушении при заключении оспариваемого контракта положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» противоречат статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации, статьям 10, 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 № 270 «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров».  Заявитель полагает, что его право размещать государственный заказ на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений с единственным подрядчиком подтверждается позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 08.08.2007 № 11812-КА/Д-04 «О порядке применения процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд».

Заявитель апелляционной жалобы указал, что обращаясь с настоящим иском, истец не обозначил,  в чем состоит нарушение интересов публично-правового образования (Российской Федерации) при не оспаривании правомерности назначения лесохозяйственных мероприятий, а также нарушение порядка распоряжения имуществом; нормы права, свидетельствующие о нарушении порядка распоряжения имуществом.

Кроме того, Департамент полагает оспариваемый государственный контракт прекратившим свое действие.

Истец представил в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором, указывая на необоснованность и несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили; ОАО «Колыванский лесхоз» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

 Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчиков.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2014,  арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, 12.07.2013 между Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области  (заказчиком) и ОАО «Колыванский лесхоз» (подрядчиком) заключен государственный контракт №39, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Коченевского лесничества Коченевского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений в соответствии с условиями настоящего контракта.

В соответствии с пунктом 1.2 контракта состав, объем работ и другие требования к выполненным работам определены техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение №1).

В пункте 1.3 контракта определены сроки начала выполнения работ: с даты заключения контракта; окончания выполнения работ: 31.12.2013. Отдельные виды работ выполняются в сроки, предусмотренные техническим заданием.

Цена контракта составляет 10 000 рублей, НДС не облагается, и включает в себя расходы, связанные с выполнением работ, предусмотренных контрактом в полном объеме, стоимость материалов, расходы на перевозку, страхование, погрузо-разгрузочные работы, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением  подрядчиком своих обязательств по государственному контракту (пункты 3.1, 3.2 контракта).

Согласно пункту 1.4 контракта одновременно с выполнением работ, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего контракта, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины на основании соглашений о  купле-продаже лесных насаждений, составляемых по форме.

В разделе 3 технического задания стороны согласовали объем заготовки древесины: (корневой) 26,0 тыс. кбм., в том числе ликвидный 23,6 тыс. кбм.

Заказ был размещен Департаментом у единственного подрядчика - ОАО «Колыванский лесхоз».

Ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона № 94-ФЗ, статьи 16 Закона № 135-ФЗ, Приказа от 05.07.2010 № 270 государственный контракт заключен без проведения торгов, в связи с чем является недействительной (ничтожной) сделкой, заместитель прокурора Новосибирской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражный суд Новосибирской области, установив несоответствие государственного контракта требованиям действующего законодательства, удовлетворил требования истца.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  (далее -    Закон № 94-ФЗ), при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается смешанный договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ №270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа №270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»» должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Из системного толкования  части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров следует, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Исходя из изложенного, Департамент лесного хозяйства Новосибирской области, разместив заказ у единственного подрядчика -  ОАО «Колыванский лесхоз», нарушил требования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, по отношению к нормам Федерального закона N 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Пунктом 1 статьи 422

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А45-13687/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также