Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А02-1139/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

7

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                               Дело № А02-1139/2014

31 октября 2014 года

резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко Н. В.,

судей Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е. Г.,

при участии посредством организации видеоконференц-связи Арбитражным судом Республики Алтай:

от заявителя: Индиковой Е. В., доверенность от 30.06.2014 года, Склярова А. А., доверенность от 23.06.2014 года, Кожемякиной О. Н., доверенность от 23.06.2014 года,

от заинтересованного лица: Саулиной Е. П., доверенность № 6/3 от 18.04.2013 года,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае

на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 24 июля 2014 года по делу  № А02-1139/2014 (судья Черепанова И. В.)

по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (ОГРН 1020400726631, ИНН 0400000291, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск пр. Коммунистический, 15/1)

к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (ОГРН 1042202269317, ИНН 2225064134, 656043, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 72 А,)

о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания от 12 мая 2014 года по делу об административном правонарушении № 10 ЮЛ-14 и № 11 ЮЛ-14,

У С Т А Н О В И Л:

 

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее – ГУ ОПФР по Республике Алтай, Отделение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее – МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания от 12 мая 2014 года по делу об административном правонарушении № 11 ЮЛ-14 и № 10 ЮЛ-14.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 24 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

            Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ ОПФР по Республике Алтай просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представители ГУ ОПФР по Республике Алтай возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в период с 11 марта по 04 апреля 2014 года МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае в ОПФР по Республике Алтай проведена проверка целевого использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальных органах и подведомственных учреждениях ПФР за 2013 год.

В ходе проведенной проверки были установлены два факта нецелевого использования Отделением бюджетных средств - 30 сентября 2013 г. на сумму 30 тыс. руб. и 23 декабря 2013 г. на сумму 42 тыс. руб., по которым 04 апреля 2014 г. были составлены протоколы об административном правонарушении.

12.05.2014 года ГУ ОПФР по Республике Алтай привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением наказания постановлением №10 ЮЛ-14 в виде штрафа в сумме 2100,0  руб.; постановлением №11 ЮЛ-14 в виде штрафа в сумме 1500,0  руб.

Административным органом установлено, что за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, выделенных ГУ ОПФР по Республике Алтай в 2013 году по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 310, Отделением в декабре 2013 года приобретена посуда для буфета на сумму 42 000,0 руб. По расходному кассовому ордеру от 13.12.2013г. № 442 по коду бюджетной классификации 392 01 13 0015500 244 310 выданы в подотчет денежные средства на хозяйственные нужды в сумме 42 000,0 руб.

23.12.2013г., сдан авансовый отчет № 302 на сумму 42 000,0 руб., согласно которому за счет денежных средств, выданных по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 310, приобретены наборы столовой посуды: чайный сервиз, стаканы. К авансовому отчету приложены кассовые и товарные чеки о приобретении посуды. Авансовый отчет утвержден заместителем управляющего ГУ ОПФР по Республике Алтай и главным бухгалтером -начальником отдела казначейства ГУ ОПФР по Республике Алтай. Расходы по приобретению посуды следовало произвести по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 340.

Кроме того, административным органом установлено, что за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, выделенных ГУ ОПФР по Республике Алтай в 2013 году по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 310, Отделением в сентябре 2013 года приобретена посуда для буфета на сумму 30 000,0 руб. По расходному кассовому ордеру от 03.09.2013г. № 310 по коду бюджетной классификации 392 01 13 0015500 244 310 выданы в подотчет денежные средства на хозяйственные расходы в сумме 30 000,0 руб.  30.09.2013г. сдан авансовый отчет № 229 на сумму 30 000,0 руб., согласно которому за счет денежных средств, выданных по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 310, приобретена посуду: чайный сервиз, термокружки, салатники, термосы, селедочницы, тарелки, ложки, кастрюли, разделочные доски, бокалы под вино, креманки, подносы, стаканы. К авансовому отчету приложены кассовые и товарные чеки о приобретении посуды. Авансовый отчет утвержден заместителем управляющего ГУ ОПФР по Республике Алтай и главным бухгалтером - начальником отдела казначейства ГУ ОПФР по Республике Алтай. Расходы по приобретению посуды следовало произвести по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 340.

Не согласившись с принятыми постановлениями о назначении административного наказания, ГУ ОПФР по Республике Алтай обратилось  в Арбитражный суд Алтайского края с соответствующим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм права, при этом отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных  органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относятся: отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в основе использования денежных средств заложен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов.

Получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету; обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Согласно пункту 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н (далее - Инструкция № 157н), основными средствами, которые учитываются на счете 0 101 00 000 «Основные средства», являются материальные объекты имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления и используемые в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для осуществления государственных полномочий (функций). При этом не имеет значения стоимость данных объектов.

Пунктом 39 Инструкции № 157н предусмотрено, что к основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции № 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Согласно пункту 98 Инструкции № 157н материальными запасами, которые учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы», являются материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров.

Пунктом 21 Инструкции по применению единого Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.20Юг. № 162н (далее - Инструкция № 162н) предусмотрено, что материальные запасы в зависимости от их вида группируются по счетам бюджетного учета. Инструкцией № 162н предусмотрен счет 010536000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Согласно пункту 118 Инструкции № 157н посуда учитывается на счете 010536000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Получатель бюджетных средств, государственное (муниципальное) учреждение принимает решение по отнесению материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основным средствам или материальным запасам) руководствуясь положениями Инструкции № 157н.

Согласно Указаниям по формированию проектов расходов на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 21.08.2012г. № 230р, территориальные органы Фонда формируют проекты расходов по видам

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А27-417/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также