Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2009 по делу n 07АП-1478/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                        Дело № 07АП-1478/09

10 марта 2009 года.

          Резолютивная часть постановления объявлена 06  марта  2009 года.

          Постановление в полном объеме изготовлено 10  марта  2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей Кулеш Т.А., Ждановой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.,

при участии:

от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска: без участия,

от Муниципального учреждения г. Новосибирска «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству»: без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2008 года по делу № А45-15417/2008-60/297 (судья Васютина О.М.) по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска к Муниципальному учреждению г. Новосибирска «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

 

  Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ в Советском районе г. Новосибирска, Управление, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Советского района 359 008, 81 рублей задолженности по страховым взносам и пени по обязательному пенсионному страхованию, в том  числе 25 220 рублей страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 2 031 рублей страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за 2007 год, пени в размере 331 757, 81 рублей, из которых 272 648, 11 рублей начислены за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 59 109, 70 рублей на накопительную часть трудовой пенсии за период с 15.09.2007 года по 02.07.2008 года (дело № А45-15417/2008-60/297).

 Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.12.2008 года (лист дела 54) произведена замена ответчика - Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Советского района на его правопреемника - Муниципальное учреждение г. Новосибирска «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» (далее по тексту - Муниципальное учреждение).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2008 года (далее по тексту – решение суда) заявление ГУ – УПФ РФ в Советском районе г. Новосибирска удовлетворено частично. С Муниципального учреждения взыскано в доход бюджета 262 243, 02 рублей, в том числе 25 220 рублей страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 2 031 рублей страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за 2007 год, пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 192 867, 54 рублей, за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 42 124, 48 рублей за период с 08.12.2007 года по 02.07.2008 года.

В части взыскания пени в сумме 3 975, 56 рублей производство по делу прекращено. В остальной части,  а  именно,  во взыскании пени  в  сумме  92 790, 23  рубля, начисленной  за период  с 15.09.2007 года  по  07.12.2007 года  отказано.

Не согласившись частично с решением суда в  части  отказа  в  удовлетворении  требования,  заявитель  обратился в Седьмой арбитражный  апелляционный  суд  с  апелляционной  жалобой,  в  которой  просит  отменить указанный судебный акт в части прекращения производства по делу и отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Управления в полном объеме.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что суд первой инстанции необоснованно прекратил производство по делу в части требований о взыскании пени в размере 3 975, 56 рублей, начисленных на недоимку 2005 года, поскольку   основания разделять пеню по периодам образования задолженности   делать вывод  о необходимости   применения  в  связи    с  этим  различных порядков  её  взыскания, предусмотренных  Федеральным законом от 15.12.2001 года  № 167  «Об обязательном  пенсионном страховании  в  Российской Федерации» ( далее  по тексту – Закон № 167 –ФЗ) отсутствуют.

Муниципальное учреждение не платило страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, начиная с 01.04.2003 года. Управление предприняло все меры для взыскания недоимки. В связи с отсутствием оплаты на имеющуюся задолженность начислена пеня. Подробно доводы ГУ – УПФ РФ в Советском районе г. Новосибирска изложены в апелляционной  жалобе.

Кроме того, судом первой инстанции не принято решение по требованию Управления о взыскании пени по день фактической уплаты недоимки.

Отзыв  на  апелляционную жалобу не представлен.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 29.12.2008 года, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходит из следующих оснований.

Как следует из материалов дела, задолженность Муниципального учреждения по страховым взносам за 2007 год составляет 27 251 рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 25 220 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 2 031 рублей.

За несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 - 2007 годы заявителем за период с 15.09.2007 года по 02.07.2008 года начислены пени в размере 331 757, 81 рублей, из которых 272 648, 11 рублей начислены на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, 59 109, 70 рублей - на страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Требование № 1010/1073 от 15.07.2008 года о добровольной уплате задолженности и пени Муниципальное учреждение не выполнило.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Новосибирской области обоснованно исходил из следующего.  

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 167-ФЗ) Муниципальное учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В статье 23 Закона № 167-ФЗ установлено, что под расчетным периодом по уплате страховых взносов понимается календарный год, который состоит из следующих отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сроки уплаты страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) определены в пункте 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ.

Согласно статье 26 Закона № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 167-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

Таким образом, в отличие от недоимки по страховым взносам, для которых установлены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки платежа до дня фактической уплаты задолженности.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.11.2005 года № 137-ФЗ, действующей с 01.01.2006 года, предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Поскольку Законом № 167-ФЗ порядок взыскания недоимки и пеней в этом случае не регламентирован, в силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (в данном случае - страховых взносов) является основанием для направления налогоплательщику (страхователю) требования об уплате страховых взносов и применения мер принудительного исполнения этой обязанности.

В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате страховых взносов должно быть направлено страхователю не позднее трех месяцев после наступления срока их уплаты. Взыскание в судебном порядке недоимки и пеней с юридических лиц предусмотрено пунктом 3 статьи 46 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 года № 154-ФЗ и от 04.11.2005 года № 137-ФЗ, действующих до 01.01.2007 года), однако в этой норме не определен срок обращения с таким требованием в суд.

В то же время в пункте 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 года № 154-ФЗ) установлен срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, а в пункте 2 этой же статьи в редакции Федерального закона от 04.11.2005 года № 137-ФЗ, действующей до 01.01.2007 года, - за счет имущества и юридического лица: в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, направленного в порядке статьи 70 НК РФ.

Исходя из универсальности воли законодателя, а также принципа всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная пунктом 3 статьи 48 НК РФ в отношении физических лиц, распространяется на взыскание недоимок с юридических лиц, в том числе и недоимок по страховым взносам в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ. Указанный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению в случае его пропуска, на что указано и в пункте 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании». Указанные положения    закона действовали на момент  рассмотрения  дела  в  суде  первой  инстанции. 

Проверка соблюдения срока давности взыскания пеней должна осуществляться судом в отношении каждого дня просрочки (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 года № 16933/07).

Таким образом, при определении предельного срока взыскания за счет денежных средств юридического лица недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, установленный статьей 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, и шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Материалами  дела  подтверждается, что  заявление  Управлением требования     основаны  на невыполнении  Муниципальным учреждением требования  об  оплате   недоимки по    стразовым взносам, пени и штрафов  № 1010/1073 от  15.07.2008 года (лист дела   7).

Разрешая данный спор, суд первой инстанции установил, что, исходя из даты обращения заявителя в арбитражный суд первой инстанции (25.09.2008 года) сроки,  установленные статьями 48, 70 НК РФ  для взыскания суммы  пеней в  сумме   23 619,67 рублей (а  не 92 790,23 рубля как это указано в  апелляционной  жалобе), за период с 15.09.2007 года по 07.12.2007 года пропущены.

Суд апелляционной инстанции поддерживает  указанный  вывод суда первой инстанции, поскольку   он  соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам  и  подтверждается    имеющимися  расчётами ( листы дела  17-18, 48-49).

Следовательно,  суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к правильному выводу об отказе Управлению в удовлетворении требований в части взыскания пени в размере   23 619,67 рублей, начисленной за период с 15.09.2007 года по 07.12.2007 года.

Доводы  апелляционной жалобы    о  том,  что  Управлением   предпринимались все  меры  для  взыскания   недоимки, на которую начислена    данная пени несостоятельны, поскольку    это не  освобождает Управление  от  обязанности соблюсти  порядок  взыскания  платежей, а также пени и штрафов в  установленном   порядке и   с   соблюдением установленных сроков.

Из материалов дела следует, что сумма пени, начисленной на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за период с 08.12.2007 года по 02.07.2008 года, составила 192 867, 54 рублей, на страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 42 124, 48 рублей. Данные  суммы судом первой инстанции взысканы.

В силу пунктов 3, 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2009 по делу n 07АП-1406/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также