Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А03-13392/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                        Дело № А03-13392/2014

26.12.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2014

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Павлюк Т. В.

судей:                                Кривошеиной С. В.

                                           Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.

при участии:

от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю (07АП-11474/14)

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2014

по делу № А03-13392/2014 (Судья Дружинина Н.М.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авалон», г. Барнаул (ОГРН 1112225005089, ИНН 2225120935)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю, г. Барнаул (ИНН 2225777777, ОГРН 1102225000019)

о признании незаконным решения от 15.07.2014, обязании устранить допущенные нарушения и о взыскании 40 000 руб. судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

            Общество с ограниченной ответственностью «Авалон» (далее - ООО «Авалон», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 15.07.2014, обязании устранить допущенные нарушения и о взыскании 40 000 руб. судебных расходов.

            В судебном заседании суда первой инстанции представитель ООО «Авалон» пояснил, что требование о взыскании судебных расходов в размере 40 000 руб. не поддерживает.

            Решением суда от 10.10.2014 (резолютивная часть объявлена 06.10.2014) заявленные требования удовлетворены.

            Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции и отказ в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией правомерен.                                                                                                                                                           

            Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

           Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

            В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

            Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

            Как установлено судом первой инстанции, 30.01.2014 единственный участник общества с ограниченной ответственностью «Авалон» принял решение № 3 о ликвидации общества, назначении ликвидатора, утверждении порядка и сроков ликвидации. 23.04.2014 в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 № 16 (476) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО «Авалон». 30.06.2014 ликвидатором общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества и 08.07.2014 утвержден ликвидационный баланс общества. В связи с завершением ликвидационной процедуры ликвидатор общества обратился с заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица по решению учредителя.

            Решением от 15.07.2014 Инспекция отказала обществу в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" – ликвидационный баланс, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, поскольку решением налогового органа от 14.07.2014 общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. и штраф не уплачен.

            Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

            Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до вынесения решения от 14.07.2014 ООО «Авалон» о наличии у него неисполненной обязанности перед бюджетом Российской Федерации по уплате штрафа знать не могло.

            Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

            Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В силу предписания, установленного пунктом 1 статьи 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, в том числе письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 2 статьи 63 ГК РФ). Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В соответствии с пунктом 5 той же статьи после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.

            Согласно статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

            В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

            При этом в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2012 N ВАС-14449/12 указано, что общий правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенный в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.

            Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией, явилось представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого общества и его расчеты с кредиторами, с чем суд согласиться не может.

            При опубликовании в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений о ликвидации ООО «Авалон», ликвидатором был указан порядок и сроки заявления требований его кредиторами, однако, каких - либо требований о наличии кредиторской задолженности заявлено не было, в том числе и от Инспекции.                                                                              

            Факт нарушения обществом законодательства о налогах и сборах был установлен налоговым органом 15.05.2014.

            Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, выявление нарушения и составление акта, не является основанием для предъявления налоговым органом требования о наличии задолженности, а для общества - основание для уплаты штрафа.

            Как усматривается из материалов дела и обоснованно учтено судом, решение о привлечении ООО «Авалон» к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. было принято налоговым органом 14.07.2014, то есть после утверждения ликвидационного баланса (08.07.2014). Таким образом, до вынесения решения от 14.07.2014 ООО «Авалон» о наличии у него неисполненной обязанности перед бюджетом Российской Федерации по уплате штрафа знать не могло.

            Доводы Инспекции о том, что отказ в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией правомерен, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку задолженность перед налоговым органом была установлена после проведения ликвидационных процедур и обращения общества с заявление о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Авалон» в связи с его ликвидацией. Кроме этого обязанность по уплате штрафа возникает только после рассмотрения дела о совершении налогового правонарушения и принятия решения о привлечении к ответственности.

            При таких обстоятельствах, общество при утверждении ликвидационного баланса не могло знать о том, что будет привлечено к налоговой ответственности и ему будет назначен штраф.

            С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконном принятого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов являются обоснованными.

            В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

            Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

            Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

  Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.10.2014 по делу № А03-13392/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

                  Председательствующий                                                  Павлюк Т. В.

Судьи                                                                                Кривошеина С. В.

                                                                                           Ходырева Л. Е.

                                                                     

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А03-15848/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также