Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А27-11682/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                         Дело № А27-11682/2014

«06»  февраля 2015 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего И.И. Терехиной

судей   О.Ю. Киреевой, Е. И. Захарчука

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Б. Романовой

при участии представителей сторон:

от истца:                  без участия, извещен

от ответчика:          без участия, извещен

от третьего лица:   без участия, извещен

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Аквамаркет» (07АП-12727/14) на  решение Арбитражного суда Кемеровской области от  14.11.2014 по делу №  А27-11682/2014 (судья С.В. Вульферт) по иску Smeshariki GmbH к ООО «Аквамаркет» (ОГРН 1034205069942, ИНН 4205057417) о взыскании 150 000 руб. компенсации нарушение исключительных прав на товарные знаки,

УСТАНОВИЛ:

Smeshariki GmbH (Смешарики ГмбХ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО «Аквамаркет» о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки №282431 (логотип «Смешарики»), № 332559 («Нюша»), № 321815 («Копатыч»), № 384580 («Бараш»), № 335001 («Пин»), № 321868 («Кар-Карыч») 150 000 руб. (с учетом увеличения размера исковых требований) из расчета по 25 000 рублей за каждый случай.

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ООО «Регион».

Решением арбитражного суда от 14.11.2014 (резолютивная часть  объявлена 10.11.2014) исковые требования удовлетворены частично, в сумме  60 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО «Аквамаркет» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что:

- приобретённый товар – диск формата DVD относится к товару 09 класса МКТУ  и услугам 41 МКТУ, в то время как товарные знаки № 282431 (логотип «Смешарики»), № 332559 («Нюша»), № 321815 («Копатыч»), № 384580 («Бараш»), № 335001 («Пин»), № 321868 («Кар-Карыч») не распространяются на товары 09 класса МКТУ и услугам 41 класса МКТУ;

- реализацию диска следует рассматривать не в качестве самостоятельного товара класса МКТУ, а как неотъемлемую часть товара 9-го класса МКТУ, для индивидуализации которого использованы спорные товарные знаки;

- неправомерное нанесение товарного знака на этикетку или упаковку товара является нарушением исключительных прав на товарный знак в отношении не упаковки, а самого этого товара, что в рамках настоящего спора истцом не доказано.

Отзыв на апелляционную жалобу  истцом не представлен.

На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей сторон, третьего лица,  извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 14.11.2014,  апелляционный суд считает,  что оно  подлежит отмене.

Как следует из материалов дела,  11.10.2012 в торговой точке, принадлежащей ООО «Аквамаркет», расположенной по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 4, был приобретен диск формата DVD «СМЕШАРИКИ 260 СЕРИЙ» (надпись на ребре упаковки диска), на  обложке коробки (упаковке) нанесены изображения  персонажей мультипликационного сериала «Нюша», Копатыч», «Бараш», «Пин», «Кар-Карыч» и логотип «Смешарики», сходные до степени смещения с принадлежащими истцу товарными знаками.

Покупка подтверждена кассовым чеком от 11.10.2012, в котором содержатся сведения о стоимости покупки в размере 119 руб., дате продажи, с указанием наименования продавца, ИНН, а также видеосъемкой покупки.

Нарушение ответчиком исключительных прав на использование товарных знаков послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, нанесенные изображения на реализуемом предпринимателем DVD-диске являются сходными до степени смешения с товарными знаками истца, используются в отношении однородных товаров и при оказании однородных услуг. Одновременно, учитывая отсутствие каких-либо доказательств правомерности его использования ответчиком, суд, исходя из необходимости сохранения баланса прав и законных интересов сторон, снизил сумму подлежащей взысканию компенсации до 60 000 руб.

Однако, оснований для указанных выводов, принимая во внимание правоприменительную практику, у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с п.1 ст.1229  ГК РФ юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233 ГК РФ), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака, в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса, любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. (п/п.1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

По правилам ст.ст. 1488, 1489 ГК РФ распоряжение правообладателем исключительным правом на товарный знак возможно путем заключения договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, либо лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака.

Документальное подтверждение заключения договоров между истцом и ответчиком в материалы дела не представлено.

Smeshariki GmbH (Смешарики ГмбХ, Германия, 80331, Мюнхен, Хохбрюкенштрассе,10), регистрационный номер 172758, создана 10.04.2008, что подтверждено протоколом собрания участников общества («Блитц 08-369 ГмбХ», номер в торговом реестре HRB 17258) от 10.04.2008 и договором об учреждении общества от 02.01.2008), а также официальной выпиской из Торгового реестра о регистрации компании, имеющей ссылку на указанные учредительные документы (в реестре отражена дата последнего изменения записей – 17.11.2010, которая не является датой регистрации).

Smeshariki GmbH (Смешарики ГмбХ, Германия, 80331, Мюнхен, Хохбрюкенштрассе,10), является правообладателем  товарных знаков:

- "Смешарики" по свидетельству N 282431, дата приоритета 17.03.2004, дата регистрации 16.02.2005, в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32 классов МКТУ и услуг 38, 41 и 43 классов МКТУ, срок действия регистрации истекает 17.03.2014 (т.1, л.д.15-24);

- "Нюша" по свидетельству N 332559, дата приоритета 18.07.2006, дата регистрации 27.08.2007, в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32 классов МКТУ и услуг 38, 41, 42 и 43 классов МКТУ, срок действия регистрации истекает 18.07.2016 (т.1, л.д.25-29);

- "Копатыч" по свидетельству N 321815, дата приоритета 18.07.2006, дата регистрации 01.03.2007, в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32 классов МКТУ и услуг 38, 41, 42 и 43 классов МКТУ, срок действия регистрации истекает 18.07.2016 (т.1, л.д.30-34);

- "Бараш" по свидетельству N 384580, дата приоритета 18.07.2006, дата регистрации 27.07.2009, в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32 классов МКТУ и услуг 38, 41, 42 классов МКТУ, срок действия регистрации истекает 18.07.2016 (т.1, л.д.35-39);

- "Пин" по свидетельству N 335001, дата приоритета 18.07.2006, дата регистрации 02.10.2007, в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32 классов МКТУ и услуг 42 и 43 классов МКТУ, срок действия регистрации истекает 18.07.2016 (т.1, л.д.40-44);

- "Кар-Карыч" по свидетельству N 321868, дата приоритета 18.07.2006, дата регистрации 01.03.2007, в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32 классов МКТУ и услуг 38, 41, 42 и 43 классов МКТУ, срок действия регистрации истекает 18.07.2016 (л.д.45-49).

Права на товарные знаки перешли к Смешарики ГмбХ (правопреемник) на основании договоров об отчуждении исключительных прав на товарный знак, заключенных с ООО «Смешарики» (г.Санкт-Петербург) (правообладатель), по которому правообладатель обладающий исключительными правами на указанные выше товарные знаки передал правопреемнику все исключительные права на них:

- по договору от 01.08.2008 в отношении комбинированного товарного знака «Смешарики»;

- по договору от 01.08.2008 в отношении комбинированного товарного знака «Смешарики Нюша»;

- по договору от 01.08.2008 в отношении комбинированного товарного знака «Смешарики Копатыч»;

- по договору от 01.08.2008 в отношении комбинированного товарного знака «Смешарики Пин»;

- по договору от 01.08.2008 в отношении комбинированного товарного знака «Смешарики Кар-Карыч».

Данные договоры зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации, что отражено в свидетельствах на товарные знаки.

Согласно информационному письму ООО «Смешарики» от 16.04.2014 договоры об отчуждении исключительных прав на товарные знаки были заключены с Smeshariki GmbH (Смешарики ГмбХ) с регистрационным номером 172758, Германия, 80331, Мюнхер, Хохбрюкенштрассе,10.

Права на товарный знак «Бараш»  был зарегистрирован непосредственно за Смешарики ГмбХ. Правовая охрана товарного знака, зарегистрированного за Смешарики ГмбХ, не прекращена. Соответственно права на товарные знаки  подтверждены Смешарики ГмбХ.

Между тем, в силу п/п. 3 п. 3 ст. 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

В силу п. 2 ст. 1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Из  абз. 2 п. 1 ст. 1503 ГК РФ следует, что в Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Исходя из смысла изложенных положений, исключительное право на товарный знак распространяется только на те товары и услуги, которые были заявлены правообладателем при регистрации товарного знака, и в отношении которых последний получил правовую охрану, что должно быть отражено в свидетельстве на товарный знак.

При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

При этом важное значение имеет то обстоятельство, что согласно п/п. 1 п.1 ст.1484 ГК РФ, товарный знак может быть использован, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.

Учитывая изложенное, товар, его этикетка и упаковка рассматриваются как один объект. Индивидуализация товара осуществляется, в том числе, нанесением товарных знаков на этикетку и упаковку.

Следовательно, неправомерное нанесение товарного знака на этикетку или упаковку товара является нарушением исключительных прав на товарный знак в отношении не упаковки, а самого этого товара.

Из материалов дела видно, что спорные обозначения были использованы на полиграфической продукции, являющейся упаковкой DVD-диска. При этом, учитывая, что правовая охрана спорных товарных знаков не распространяется на товары 9-го класса МКТУ,  в то время как спорные изображения нанесены на упаковку, которую следует рассматривать не в качестве самостоятельного товара 16-го класса МКТУ, а как неотъемлемую часть товара 9-го класса МКТУ, основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.

Принимая во внимание указанное выше, решение Арбитражного суда  Кемеровской области от 14.11.2014 подлежит отмене, а исковые требования – оставлению без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлины распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.110, п.2 ст.269, п.3 ч.1 ст. 270, ст.271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Кемеровской области от  14.11.2014 по делу №  А27-11682/2014 отменить.

В иске отказать.

Взыскать  с Smeshariki GmbH в доход федерального бюджета 2000 руб. по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

                         И.И. Терехина

Судьи                                                                               

                         О.Ю. Киреева

                          Е.И. Захарчук

 

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А03-13968/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также