Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А03-9869/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А03-9869/2014 13.02.2015г. текст постановления изготовлен в полном объеме 06.02.2015г. объявлена резолютивная часть постановления суда Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева судей: В.М. Сухотиной, Т.Е. Стасюк при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.О. Смолиным при участии в судебном заседании: от истца: без участия (извещен) от ответчиков: без участия (извещены) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края (номер апелляционного производства 07АП-58/15) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 ноября 2014г. по делу № А03-9869/2014 (Судья О.В. Фролов) по иску Администрации Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края (ОГРН 1022202282927) к Администрации Локтевского района (ОГРН 1022202282849) и индивидуальному предпринимателю Слепцову Анатолию Николаевичу (ОГРН 304225603700040) о признании договора аренды земельного участка № 10 от 21.12.2011г. недействительным и применении последствий его недействительности УСТАНОВИЛ: Администрация Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Администрации Локтевского района и индивидуальному предпринимателю Слепцову Анатолию Николаевичу (далее ИП Слепцов А.Н.) о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:26:040306:283, заключенного между ответчиками и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Свои требования истец обосновал тем, что собственником спорного земельного участка является Администрация Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края, в связи с чем Администрация Локтевского района не вправе сдавать спорный земельный участок в аренду. В качестве правового обоснования указал положения ст. 11, ст. 166, ст. 168 и ст. 608 ГК РФ. Решением суда от 10.11.2014г. (резолютивная часть объявлена 30.10.2014г.) в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование своей жалобы ее податель привел доводы аналогичные заявленным в суде первой инстанции. Ответчики в порядке ст. 262 АПК РФ представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых с доводами ее подателя не согласились, просили оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие их представителей, по имеющимся материалам. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на неё, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 10.11.2014г., суд апелляционной инстанции установил следующее. Как усматривается из материалов дела, 21.12.2011г. между Администрацией Локтевского района, выступившей в качестве арендодателя, и ИП Слепцовым А.Н., выступившим в качестве арендатора, был заключен договор аренды земельного участка № 10, по условиям которого ИП Слепцову А.Н. в аренду был передан земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:283 общей площадью 1 120 000 кв.м., расположенный на территории МО Масальский сельсовет в поле V-6 на землях сельской администрации п. Масальский Локтевского района. Согласно п. 1.3 договора № 10 от 21.12.2011г. участок предоставлен для сельскохозяйственного производства (для выращивания сельскохозяйственных культур). Договор был заключен сторонами сроком на 30 лет (п. 2.1) и прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Истцом представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности за МО Масальский сельсовет Локтевского района на земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:283 площадью 1 120 000 кв.м., местоположение - территория МО Масальский сельсовет в поле V-6. В качестве документа-основания для регистрации указано постановление Администрации Локтевского района от 28.12.1992г., № 217. В деле так же имеется постановление Администрации Локтевского района «О дополнительной передаче земель сельским советам» от 28.12.1992г., № 217. В соответствии с которым, из земель колхозов, совхозов изымается и передается дополнительно в ведение сельских советов народных депутатов 22 309 га земель, в то числе сельхозугодий 20 862 га, из них пашни 13 152 га, для развития подсобного хозяйства, пастьбы скота, сенокошения согласно приложению № 1. В приложении № 1 к постановлению указаны сельсоветы и площади земель, переданных в их ведение. В постановлении также указано – с учетом более рационального использования изъять из земель, находящихся в ведении сельских советов народных депутатов, … (текст не читаем) га земель, в т.ч. 1 037 га пастбищ и передать их хозяйствам согласно приложения № 2. Администрацией Локтевского района выдана справка о том, что согласно постановлению Администрации Локтевского района от 28.12.1992г., № 217, Масальскому сельсовету передано 1 156 га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 1 135 га сельхозугодий, расположенных в полях XII-3, V-6, V-4, X-2. На земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:283 площадью 1 120 000 кв. м. оформлен кадастровый паспорт. Ссылаясь на то, что договор аренды со стороны арендодателя заключен лицом, не имеющим права распоряжаться спорным земельным участком, поскольку собственником данного земельного участка с момента его передачи на основании постановления Администрации Локтевского района от 28.12.1992г., № 217, является Администрация Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:283 за Масальским сельсоветом, на основания постановления Администрации Локтевского района от 28.12.1992г., № 217, правовых оснований не имелось. Апелляционный суд так же находит настоящий иск не подлежащим удовлетворению в связи со следующим. Согласно ст. 3 Земельного кодекса РСФСР (далее по тексту ЗК РСФСР) в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). Собственниками земли выступают: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. Согласно ст. 6 ЗК РСФСР государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР, за исключением земель, переданных в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Как следует из указанных статей, а также иных статей ЗК РСФСР в период принятия постановления Администрации Локтевского района от 28.12.1992г., № 217, собственность на землю могла быть государственной, граждан и (или) их коллективов. Полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в их ведении в соответствии с положениями ЗК РСФСР, обладали Советы народных депутатов различных уровней. Как верно указал суд первой инстанции, под ведением, в смысле Земельного кодекса РСФСР, следует понимать не наличие вещно-правового титула на землю, а наличие ряда полномочий, в том числе по предоставлению земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность и аренду в соответствии с порядком, установленным законом. В постановлении Администрации Локтевского района от 28.12.1992г., № 217, на которое ссылается истец, ничего не говорится о передаче земли в собственность, кроме того, как верно указал суд первой инстанции, в данном постановлении также ничего не сказано о земельном участке с кадастровым номером 22:26:040306:283. Судом не принимается и ссылка истца на положения ст. 9 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР. В материалах дела отсутствует предусмотренный Земельным кодексом РСФСР государственный акт, который бы подтверждал приобретение истцом в 1992 г. права собственности на землю. Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г., вступившей в действие с 01.07.2006г., согласно Федеральному закону № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 17.04.2006г., Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно п. 3 данной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Пунктами 1-2 этой же нормы в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации. Таким образом, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г., № 137-ФЗ, является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г., № 137-ФЗ, отнесен к его собственности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (в данном споре ответчик - Администрации Локтевского района), городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г., № 137-ФЗ). При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 10 ноября 2014г. по делу № А03-9869/2014 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется. Руководствуясь ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 ноября 2014г. по делу № А03-9869/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Председательствующий Д.Г. Ярцев Судьи В.М. Сухотина Т.Е. Стасюк Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу n А27-10156/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|