Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А03-20041/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                 Дело № А03-20041/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  27 февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 марта 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе судьи Колупаевой Л.А. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещено);

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула»

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29 декабря 2014 г.

по делу А03-20041/2014(судья А.Ю. Сбитнев)

рассмотренному  в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» (ИНН 2224150292, ОГРН 1112224008676)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Барнаула

о признании незаконным и отмене постановления от 16.1.02014  №220 о назначении административного наказания, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» (далее – заявитель, общество, ООО «УК ЖЭУ-6», апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Барнаула (далее – Инспекция, налоговый орган)  от 16.1.02014г. №220 о назначении административного наказания, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дело рассмотрено Арбитражным судом Алтайского края в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Алтайского края  от 29.12.2014 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство прекратить, полагая, что на момент привлечения часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ не действовала.

Подробно доводы  изложены в апелляционной жалобе.

В представленном до начала судебного заседания отзыве налоговый орган просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел  возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В соответствии с требованиями статьи 272.1 АПК РФ, пунктов 26, 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», судом апелляционной инстанции, с учетом не приведения в апелляционной жалобе доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, апелляционная жалоба общества на решение Арбитражного суда Кемеровской области рассмотрена в порядке упрощенного производства.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы,  исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, в период с 29.09.2014 по 30.09.2014 сотрудниками ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула от 23.09.2014 № 193, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее Закон №103-ФЗ), проведена проверка использования специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 г. Барнаула» за 11.08.2014.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» на основании пункта 1.1.1 Договора присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город» № 1843/К/ВЦ от 25.04.2012 заключенного с ООО «Единый расчетный центр», является поставщиком услуг и получателем денежных средств их потребителей.

Согласно полученным «Сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях» у ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» имеется открытый расчетный банковский счет № 40702810600002505258 открыт в ООО КБ «АЛТАЙКАПИТАЛБАНК». Иные открытые банковские счета у ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» отсутствуют.

Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету № 40702810600002505258, открытому в ООО КБ "АЛТАЙКАПИТАЛБАНК", принятые УФПС Алтайского края - филиалом ФГУП «Почта России» денежные средства от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги («плата за жилое помещение, иные обязательные платежи физических лиц») за период с 08.08.2014 по 10.08.2014 зачислялись на данный расчетный счет. Так, из указанной выписки следует, что 11.08.2014 на вышеуказанный расчетный счет ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула», поступили принятые УФПС Алтайского края - филиалом ФГУП «Почта России» (со своего специального банковского счета платежного агента) денежные средства от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги («плата за жилое помещение») в сумме 19 152 руб. 34 коп. по договору № 1843/К/ВЦ от 25.04.2012, на что прямо указано в назначении платежа по операции.

Таким образом, денежные средства, принятые платежным агентом - УФПС Алтайского края - филиалом ФГУП «Почта России» в качестве платежей, поступили на банковский счет ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула», не являющийся специальным банковским счетом. ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» не использовало открытый специальный банковский счет поставщика. Объективных обстоятельств, препятствующих совершению ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 города Барнаула» действий по приему платежей принятых платежным агентом - УФПС Алтайского края - филиалом ФГУП «Почта России» на свой специальный банковский счет не установлено.

По результатам данной проверки постановлением №220 от 16.10.2014 по делу об административном правонарушением, вынесенным начальником ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула ООО «Управляющая компания ЖЭУ-6 г. Барнаула» было привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене со ссылкой на статью 2.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей:

- по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета),

- по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Субъектами данного административного правонарушения являются платежные агенты, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а также банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе».

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом  Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (часть 2 статьи 3 названного Закона).

Из совокупности положений Федерального закона № 103-ФЗ следует, что действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ устанавливает, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается.

Учитывая изложенное,  принятые платежным агентом (субагентом) от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с их специальных банковских счетов на специальный банковский счет поставщика.

Согласно положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счет № 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика». Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А27-472/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также