Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А02-1943/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А02-1943/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 18марта 2015 года Постановления в полном объеме изготовлено 19 марта 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Е. И. Захарчука судей: О.Б. Нагишева И.И. Терехиной при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Унжаковой при участии в заседании: от истца: не явился (извещен), от ответчика: не явился (извещен), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай (07АП-1384/2015) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29 декабря 2014 года по делу № А02-1943/2014 (судья Ф.Ю.Якшимаева)
по иску ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации Чемальского района (ОГРН 1030400664205, ИНН 0410004023) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1037739085636; 1020400745034, ИНН 7710168360; 0411008817) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Республики Алтай о взыскании 273 804,54 руб., УСТАНОВИЛ:
Ликвидационная комиссия отдела труда и социального развития администрации Чемальского района (далее – Ликвидационная комиссия, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее – Минфин РФ, УФК по РА, ответчики) о взыскании убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в сумме 273804 рублей 54 копеек. Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 29 декабря 2014 года заявленные требования были удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства по данному делу. Считает, что выводы суда положенные в основу судебного акта не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что законом не предусмотрено финансирование указанных льгот из федерального бюджета непосредственно в местный. Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, считает, что решение суда является законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что меры социальной поддержки, установленные Законом «Об образовании» являются расходными обязательствами Российской Федерации, которая не исполнила в полном объеме. Более подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу. Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельства. Как видно из материалов дела, согласно решениям Чемальского районного суда отдел труда и социального развития Администрации Чемальского района обязан обеспечить педагогических работников, проживающих в Чемальском районе, недополученным ими топливом (дрова, уголь) за 2008-2009 годы. Количество недополученного топлива составляла: 146,81 м.куб.дров и 286,92 т. угля общей стоимостью 273804 руб. 54 коп по расчету произведенному согласно Постановлению Комитета по тарифам РА от 17.12.2010г. № 19/4 «Об утверждении предельных розничных цен на топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Республики Алтай на 2011-2014 годы» предельные розничные цены по Чемальскому району составляют: за 1 тонну угля - 1980 руб. 74 коп., за 1 куб.м. дров – 1047 руб. 81 коп. Решения суда вступили в законную силу Считая, что финансирование льгот, связанных с предоставлением педагогическим работникам права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, является расходным обязательством Российской Федерации, истец обратился в суд с иском о взыскании расходов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на статьи 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, правомерно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства финансов Республики Алтай 273804 руб. 54 коп. в счет возмещения убытков причиненных недофинансированием льгот, предусмотренных федеральным законодательством. Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего. Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10430/10 определена правовая позиция, согласно которой исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2010 N 240-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" разъяснено, что такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности. Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования. Социальная поддержка педагогических работников, проживающих в сельской местности, относится к расходным обязательствам федерального бюджета. Денежные средства предоставляются посредством перечисления субвенции в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. На основании статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации, подлежащих финансированию за счет средств бюджета субъекта, финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не относится, возмещение льгот отнесено к расходных обязательствам Российской Федерации. С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленная ко взысканию сумма в размере 273804 рублей 54 копеек., документально подтверждена, ответчиком по существу не оспорена. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 года N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А45-21392/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июнь
|