Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А27-15665/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                           Дело №А27-15665/2014

Полный текст постановления изготовлен 08.04.2015г.

Резолютивная часть постановления объявлена  02.04.2015г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Б. Нагишевой

судей: Е.И. Захарчука, И.И. Терехиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.В. Унжаковой

при участии в судебном заседании:

от истца: Полежайкин А.В. по доверенности №17 от 01.01.2015

от ответчика: без участия (извещены)

от третьих лиц: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.01.2015 по делу № А27-15665/2014 (07АП-1622/2015)  (судья  С.В. Вульферт)

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750, г. Кемерово) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» (ОГРН 1074223005834, ИНН 4223047232, г. Прокопьевск), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие «Служба единого заказчика» (г. Прокопьевск), муниципальное казенное предприятие «Управление жилищно-коммунальным комплексом» (г. Прокопьевск)

о взыскании 1 119 963 руб. 88 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (далее - ООО «КЭНК») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодека РФ (далее – АПК РФ),  к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» (далее - ООО «УК ЖХ») о взыскании 1 065 712 руб. 63 коп. долга по договору на оказание услуг № 12-04/179 от 28.04.2012.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.01.2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, ООО «УК ЖХ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец не доказал размер понесенных расходов; истцом не представлены доказательства, что собственниками жилых помещений оплата за установку общедомовых приборов учета не произведена в полном объеме; судом ошибочно сделан вывод о том, что ответчиком избран способ (форма) внесения платы истцу за установку общедомовых приборов учета и избрание  способа (формы) не имеет значения.

Отзывы в соответствии со  статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на апелляционную жалобу не поступали.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы отзыва на жалобу. Просил решение оставить без изменения.

В соответствии со статьёй 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не  подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела,  между  ООО «КЭНК» и ООО «УК ЖХ» был заключен договор № 12-04/179 от 28.04.2012 на оказание услуг, согласно которому истец (ООО «КЭНК») по заданию ответчика (ООО «УК «ЖХ») обязуется установить (заменить) общедомовые приборы учета электрической энергии, а оплата за выполненные работы будет производиться ежемесячно за счет средств собственников жилых помещений, проживающих в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета.

Сумма договора установлена в соответствии с п. 3.1. договора (в редакции протокола разногласий) в размере 6 936 787,18 руб., в том числе НДС (18%) в размере 1 058 153,98 руб.

Также для оплаты за выполненные работы по установке (замене) общедомовых приборов учета электрической энергии ООО «КЭНК» 04.02.2013 был заключен договор с МКП «Управление жилищно-коммунальным комплексом» и МУП «Служба единого заказчика» № 114/13 на оказание услуг по сбору денежных средств с населения в пунктах приема коммунальных платежей за установку общедомовых приборов учета электрической энергии и перечислению собранных денежных средств на расчетный счет ООО «КЭНК».

Стоимость работ по установке общедомовых приборов учета составила 5 322 351 руб. 43 коп.

На сумму выполненных работ ответчику выставлялись счета-фактуры (с корректировками) №ПРК01170 от 01.07.2013 г. на сумму 5 344 948,66 руб., №ПРК02543 от 31.10.2013 г. на сумму 4 443,63 руб., №ПРК02543 от 30.11.2013 г. на сумму 5 075,31 руб., №ПКР03289 от 30.12.2013 г. на сумму 7 626,47 руб., №1 100 от 31.03.2014 г. на сумму 1 362,49 руб., №ПРК000-001 136 от 15.04.2014 г. на сумму 3 708,82 руб. №2436 от 17.07.2014 г. на сумму 1 129,07 руб.

Согласно уведомлению ООО «КЭНК» в адрес ООО «УК ЖХ» на основании пунктов 3.2.2. договора и пункта 3.4. дополнительного соглашения 28.01.2013 был направлен акт выполненных работ в окончательной форме, который со стороны заказчика в установленный договором срок не подписан. В связи с чем исполнитель уведомил, что работы считаются принятыми. Уведомление получено ООО «УК ЖХ» 21.09.2013, что подтверждается почтовым уведомлением.

Неоплата оказанных услуг послужила основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.

Согласно части  9 статьи 13 Закона об энергосбережении на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, возложена обязанность с 01.07.2010 осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Проанализировав условия договора с  учётом положений ст. 431 ГК РФ, принимая во внимание обязанности управляющей организации, вытекающие из вышеперечисленных норм права, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о незаключенности договора на оказание услуг № 12-04/179 от 28.04.2012.

В соответствии с частью 10 статьи

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А45-4175/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также