Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А02-2380/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А02-2380/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен  22 апреля 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.И. Захарчука

судей: О.Ю. Киреевой, И.И. Терехиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко,

при участии:

от истца: не явились (извещены),

от ответчика: не явились (извещены),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Унимакс» (07АП-2816/2015) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30 января 2015 года по делу № А02-2380/2014

 

(судья Е.Ф.Кириченко)

 

по иску общества с ограниченной ответственностью «Унимакс» (ОГРН 1062221040551, ИНН 2221116215)

к Муниципальному бюджетному учреждению "Отдел капитального строительства Муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1080411006972, ИНН 0411141992)

о взыскании 823 868 руб.

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Унимакс» (далее – ООО «Унимакс», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к

 Муниципальному бюджетному учреждению «Отдел капитального строительства Муниципального образования «Майминский район» (далее – МБУ «ОКС МО «Майминский район», ответчик) о взыскании задолженности в сумме 823868 рублей за фактически выполненные работы по технологическому перевооружению газовой модульной котельной.

Иск обоснован ссылками на статьи 309, 310, 330, 314, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012.

Решением Арбитражного суда  Республики Алтай от 30. 01.2015 года исковые требования ООО  «Унимакс» к МБУ «ОКС МО «Майминский район» оставлены без удовлетворения.

С решением суда от 30.01.2015 года не согласилось ООО «Унимакс», в связи с чем обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, несоответствие выводов суда обстоятельствам делав, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Указав, что ответчик фактически злоупотребляет своими правами. Истец действовал по просьбе  и с согласия ответчика, в целях предотвращения срыва отопительного сезона. Ответчик воспользовался результатом договора.

ООО «Унимакс» просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.            

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда  Республики Алтай от 30.01.2015 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между сторонами был заключен договор подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012.

Согласно условиям договора истец (подрядчик) обязался своевременно выполнить работы технологическому перевооружению газовой котельной, в объеме, соответствующем условиям настоящего договора, а заказчик обязался принять и оплатить работу.

Оплата за выполненные по договору производится по безналичному расчету по факту выполнения работ, на основании подписанных актов КС-2 и КС-3, с отсрочкой платежа до декабря 2012 года (пункт 2.3 договора).

В подтверждении исполнения своих обязательств, принятых по договору подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012 истцом в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ (КС-2) № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, подписанные сторонами без разногласий и замечаний (л. д. 14-66) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) № 1 на сумму 1647736 рублей.

Ответчик обязательства, предусмотренные условиями договора по оплате выполненных работ, исполнил частично, задолженность составляет сумму в размере 823868 рублей, в том числе НДС 18%.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском к  ответчику о взыскании  задолженности по договору подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012 в размере 823868 рублей, в том числе НДС 18%.

Суд первой инстанции, оставляя исковые требования ООО «Унимакс»  без удовлетворения, исходил из того, что договор подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012 заключен с нарушением требований статей 10, 55 Закона № 94-ФЗ, в связи с чем, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации  выше названный договор является ничтожной сделкой.

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, размещение заказов на поставки товаров для муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 названного Закона № 94-ФЗ заключение контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд направлено, в частности, на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании статьи 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Согласно частям 1, 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, государственный (муниципальный) контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона №94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

На основании части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно части 1 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 вышеназванного Федерального закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) производится заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

На основании части 5 статьи 10 Закона №94-ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Суд первой инстанции установил, что общая стоимость договора подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012  превышает предельно допустимый размер расчетов между юридическими лицами наличными деньгами, и пришел к правомерному выводу о нарушении процедуры заключения этого договора и о недействительности данных сделок.

Вывод суда первой инстанции о том, что договор подряда № 14/06/2012 от 14.06.2012 не был заключен в соответствии с порядком, установленным Законом № 94-ФЗ, заключен с нарушением требований статей 10, 55 действующего на тот момент Закона № 94-ФЗ, соответствует материалам дела.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сделка в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации - в редакции, действовавшей на момент заключения договоров).

Ссылка заявителя жалобы о том, что истец действовал по просьбе  и с согласия ответчика, в целях предотвращения срыва отопительного сезона, коллегия судей не принимает, исходя из следующего.

Сторонами не оспаривалось то, что в отношении данных работ муниципальный контракт в соответствии с порядком, установленным Законом № 94-ФЗ, заключен не был.

Закон N 94-ФЗ был принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Муниципальное бюджетное учреждение "Отдел капитального строительства Муниципального образования "Майминский район" является учреждением, финансируемым исключительно за счет средств муниципального бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с оказанием услуг, только посредством заключения муниципального контракта либо путем проведения торгов и запроса котировок, либо в случаях, установленных Законом N 94-ФЗ, с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Таким образом, общий порядок заключения договора посредством направления оферты и получения на нее акцепта в данном случае неприменим, поскольку совершение сделки возможно лишь в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

Кроме того, коллегия судей считает, что взыскание неосновательного обогащения при допущении фактического выполнения истцом спорных работ в отсутствие муниципального контракта, который не был заключен в соответствии с порядком, установленным Законом № 94-ФЗ, открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и муниципальных заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ.

Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Таким образом, даже при условии факта выполнения работ без муниципального контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.

Данный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 04.06.2013 N 37/13, от 28.05.2013 N 18045/12, в соответствии с которой взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы является невозможным, поскольку согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, учитывая, что истец не доказал наличие между сторонами муниципального контракта на выполнение спорных работ, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно оставил исковые требования  ООО «Унимакс» без удовлетворения.

Иные доводы апелляционной жалобы не

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А27-19374/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также