Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А02-2591/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А02-2591/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Ю. Киреевой, судей: Е.И. Захарчука, И.И. Терехиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко, при участии: от истца: без участия (извещен); от ответчиков: без участия (извещены); рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (рег. №07АП-2687/15) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10 февраля 2015 года по делу № А02-2591/2014 (судья Е.Ф. Кириченко) по иску Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, пр. Коммунистический, 18, г. Горно-Алтайск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; 1020400745034, ИНН 7710168360; 0411008817, ул. Ильинка, 9, стр. 1, г. Москва; ул. Чаптынова, 4, г. Горно-Алтайск), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск) о взыскании убытков в размере 2 621 295,25 руб.
У С Т А Н О В И Л: Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска (далее – Администрация города Горно-Алтайска, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ, ответчик) с исковым заявлением о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 2 621 95 рублей 25 копеек. Определением от 27.01.2015 суд по ходатайству истца и в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчика Республику Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск). Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 10.02.2015 (резолютивная часть объявлена 09.02.2015) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «Город Горно-Алтайск» в лице Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска взысканы убытки в размере 2 621 295,25 руб. В удовлетворении требований к Республике Алтай отказано. Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение по существу, которым в удовлетворении исковых требований к Минфину отказать в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что поскольку семья Мигашевых в составе пяти человек состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 07.11.2008, а не до 01.01.2005 в порядке ст. 28.2 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», то обеспечение жильем по договору социального найма является обязанностью Республики Алтай, в связи с чем, надлежащим ответчиком является Республика Алтай в лице ее финансового органа - Министерства финансов Республики Алтай. Кроме того, ссылаясь на п.3 ст. 69 АПК РФ, нормы действующего законодательства, апеллянт указывает, что при рассмотрении гражданского дела №2-1768/14 на Администрацию была возложена обязанность по предоставлению жилого помещения. Таким образом, по мнению апеллянта, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам является полномочием местного самоуправления. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. От лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не поступили. Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, решением от 30.07.2014 по делу № 2-1768/2014 Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай обязал Администрацию города Горно-Алтайска предоставить Миграшевой Тамаре Вахтанговне, Сапронову Евгению Николаевичу, действующим в своих интересах и в интересах Сапронова Матвея Евгеньевича, на состав семьи из 5 человек вне очереди жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права пользования Сапронова Матвея Евгеньевича дополнительной жилой площадью, и с учетом жилой площади находящейся в собственности у истцов, но не менее 95,45 кв. м. общей площади. Удовлетворяя требования заявителей, суд исходил из наличия у Сапронова Матвея Евгеньевича права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, и нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий и пришел к выводу о том, что в отсутствие специального правового регулирования по вопросу о предоставлении жилья определенным гражданам из государственного жилищного фонда, жилые помещения подлежат предоставлению на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма органами местного самоуправления за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Апелляционным определением от 29.10.2014 решение Горно-Алтайского городского суда от 30.07.2014 изменено в части, на Администрацию возложена обязанность предоставить жилье на семью из четырех человек, площадью не менее 77, 45 кв. м. (л. д. 17-23). Указывая на то, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств Российской Федерации, истец обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего. В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50). При этом в соответствии с положениями статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Согласно части 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В части 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. На основании статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2, 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Из Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А03-12731/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|