Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу n А03-3355/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, 24, г. Томск, 634050 

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                       Дело № 07АП-409/09 (А03-3355/2008-19)

03 апреля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Гойник

судей:  М.Ю. Кайгородовой, Н.К. Калиниченко

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

при участии представителя истца Канищевой В.О. по доверенности № 4-юр от 30 декабря 2008 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ, г. Барнаул на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 28 октября 2008 года по делу № А03-3355/2008-19 (судья Т.Б. Лобанова)

по иску открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт», г. Барнаул

к Министерству финансов, г. Барнаул

третьи лица:

Комитет по социальной защите администрации Ребрихинского района,

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ребрихинского района,

Администрация Ребрихинского района,

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края

о взыскании части задолженности в сумме 12500 рублей убытков, составляющих компенсацию предоставляемых льгот в соответствии с пунктом подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года № 431,

установил:

Открытое акционерное общество «Алтайэнергосбыт» (далее – ОАО «Алтайэнергосбыт», истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Министерству финансов (далее – Министерство финансов, ответчик) о взыскании 36860 рублей 03 копеек убытков с учетом НДС в сумме 5622 рублей 73 копеек, составляющих компенсацию предоставляемых льгот в соответствии с пунктом подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года № 431.

Исковые требования мотивированы статьями 12, 15, 16, 393, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07 июня 2008 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2008 года решение Арбитражного суда Алтайского края от 07 июня 2008 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.

Суд пришел к выводу о том, что Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» установлены дополнительные меры социальной поддержки, которые предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с Федеральными законами и законами Алтайского края.

Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального и процессуального права.

Поясняет, что вывод суда о том, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, является незаконным.

Указывает, что является ненадлежащим ответчиком, убытки должны компенсироваться из бюджета субъекта РФ, как расходные обязательства Алтайского края, которые возникают из принятого им нормативно-правового акта.

Считает, что истец не представил доказательств того, что многодетные семьи, в результате предоставления льгот по которым истец понес убытки, не пользовались в указанный период льготами по действующему Постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», а также, что при исчислении размера совокупного дохода семьи для назначения субсидий, Управлением по социальной защите населения Шелаболихинского района были учтены денежные эквиваленты предоставляемых гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидок в оплате.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили.

Комитет по социальной защите администрации Ребрихинского района, администрация Ребрихинского района просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истец, третьи лица - Комитет по социальной защите администрации Ребрихинского района, Администрация Ребрихинского района, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в представленных отзывах на апелляционную жалобу с ее доводами не согласились, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ребрихинского района отзыва в установленном порядке не представило.

Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная инстанция в силу частей 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что ОАО «Алтайэнергосбыт» (энергоснабжающая организация) в период с 01 января 2007 года по 01 октября 2007 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставлял многодетным семьям, проживающим в Ребрихинском районе льготы в виде 30% оплаты электроэнергии.

В связи с чем, убытки истца по состоянию на 01 октября 2007 года составили 36860 рублей 03 копейки.

В связи с тем, что указанная сумма ответчиком не возмещена, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» установлены дополнительные меры социальной поддержки, которые предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с Федеральными законами и законами Алтайского края.

Не согласиться с данным выводом у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, исходя из следующего.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года  предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных  законов  и  (или)  нормативных  правовых  актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными    органами государственной  власти  полномочий  по  предметам  ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ  «Об  общих  принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации»  к полномочиям   органов   государственной   власти   субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не  ниже 30 процентов установленной     платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Таким образом, льгота по оплате коммунальных услуг многодетным семьям предоставлена федеральным законодательством, а именно Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 № 431, однако источник ее компенсации не определен до настоящего времени в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Указа на Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Российской Федерации была возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер по социальной поддержке многодетных семей.

Пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29 июня 1992 года № 1-2359-139 предусматривалось, что расходы, связанные с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг, финансировались за счет средств местных бюджетов.

Решением Верховного руда Российской Федерации от 26 марта 2003 по делу № ГКПИОЗ-139 указанный пункт письма признан недействующим, как не соответствующий Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.

В законе Алтайского края от 27 декабря 2006 № 141-ЗС «О краевом бюджете на 2007 год» не предусмотрены расходы на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей».

Между тем, отсутствие порядка распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот и отсутствие бюджетного финансирования не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных федеральным законом, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств.

Судом первой инстанции правильно установлено, что  Законом Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае" установлены дополнительные меры социальной поддержки многодетных  семей,  которые предоставляются независимо от социальных выплат,    производимых   в   соответствии   с   федеральными законами и  законами Алтайского  края, а не компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", из бюджета субъекта Российской Федерации.

Меры  социальной   поддержки     многодетных семей, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

При таких обстоятельствах, суд приходит к вывозу, что Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком по настоящему  делу.

При таких обстоятельствах, возлагая ответственность за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, арбитражный суд правомерно применил положения статей 15, 16 и 1071 ГК РФ, в соответствии с которыми убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования.

С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции оставляет решение  суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд

                                                                    постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 октября 2008 года по делу           № А03-3355/2008-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                 Л.А. Гойник

Судьи                                                                                               М.Ю. Кайгородова                                                                                                                        Н.К. Калиниченко          

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу n 07АП-1288/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также