Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу n А03-20654/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А03-20654/2014       

         

15 мая 2015 года

резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марченко Н. В.,

судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. без использования средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя - без участия (извещен),

от заинтересованного лица - без участия (извещен),

от третьих лиц - без участия (извещены),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 февраля 2015 года по делу  № А03-20654/2014 (судья Сбитнев А. Ю.)

по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (656043, г. Барнаул, ул. Гоголя, 48)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, г. Барнаул, ул. Советская, 16)

о признании недействительными решения от 30.07.2014 №№ 01/028/2014-525 и 01/028/2014-526 и обязании зарегистрировать договоры аренды,

третьи лица: 1) индивидуальный предприниматель Ельцова Анжелика Борисовна                                2) индивидуальный предприниматель Ким Ирина Анатольевна,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление Росреестра по Алтайскому краю) о признании незаконными решения от 30.07.2014 № 01/028/2014-525 и № 01/028/2014-526 об отказе в государственной регистрации договоров аренды и обязании зарегистрировать договор аренды от 12.11.2013 № 407 нежилого помещения площадью 16,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, р. п. Южный, ул. Чайковского, 33, заключенного с индивидуальным предпринимателем Ельцовой А.Б и  договор аренды от 12.11.2013 № 410 нежилого помещения площадью 10,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, р. п. Южный, ул. Чайковского, 33, заключенного с индивидуальным предпринимателем Ким И.А.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спорта, привлечены индивидуальный предприниматель Ельцова Анжелика Борисовна, индивидуальный предприниматель Ким Ирина Анатольевна (далее – ИП Ельцова А. Б., ИП Ким И. А.).

Решением суда от 20.02.2015 требование Комитета удовлетворено в полном объеме, признаны незаконными решения об отказе в государственной регистрации договоров аренды, изложенных в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 30.07.2014 № 01/028/2014-525 и № 01/028/2014-526. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула путем осуществления государственной регистрации договора аренды от 12.11.2013 № 407 нежилого помещения площадью 16,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, р. п. Южный, ул. Чайковского, 33 и договора аренды от 12.11.2013 № 410 нежилого помещения площадью 10,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, р.п. Южный, ул. Чайковского, 33.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Алтайскому краю обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправомерность указания в решении суда на пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды». Также указывает, что неизолированная часть помещения может быть объектом аренды только в том случае, если в договоре содержатся данные, позволяющие точно ее индивидуализировать, а также, если в отношении нее произведен кадастровый учет и данные сведения отражены в кадастровом паспорте.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Комитет и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не представили.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы,  проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности находится объект недвижимости, расположенный в г. Барнауле по адресу: р. п. Южный, ул. Чайковского, 33, что подтверждается соответствующим свидетельством о регистрации права.

На основании договора аренды от 12.11.2013 № 407, заключенного с индивидуальным предпринимателем Ельцовой А. Б., городской округ – город Барнаул Алтайского края (Арендодатель), действующий через уполномоченный орган – Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, передал в аренду нежилое помещение площадью 16,9 кв. м, расположенное по указанному адресу. Имущество предоставлено в аренду сроком по 11.11.2018. Приложением к договору стороны указали графическое описание той части недвижимого имущества, которое передается в аренду. Актом приема-передачи от 12.11.2013 помещение фактически передано Арендатору от Арендодателя.

На основании договора аренды от 12.11.2013 № 410, заключенного с индивидуальным предпринимателем Ким И. А., в аренду передано нежилое помещение площадью 10,0 кв. м, расположенное по указанному адресу. Имущество предоставлено в аренду сроком по 11.11.2018. Приложением к договору стороны указали графическое описание той части недвижимого имущества, которое передается в аренду. Актом приема-передачи от 12.11.2013 помещение фактически передано Арендатору от Арендодателя.

В соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Комитет обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды.

Решениями от 30.07.2014 № 01/028/2014-525 и № 01/028/2014-526 Управление информировало Комитет об отказе в государственной регистрации права. В качестве основания отказа указано, что заявителем не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации, а именно кадастровые паспорта объекта недвижимости с указанием его частей, передаваемых в аренду. Выполненные приложения с описанием объекта не позволяют идентифицировать предметы аренды.

Полагая, что отказы в государственной регистрации не соответствуют закону, нарушает его права и законные интересы, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании незаконными решения и обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации договоров аренды.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что сама по себе возможность представления сторонами сделки на государственную регистрацию кадастрового паспорта с указанием размера арендуемой площади, не влечет обоснованности отказа в государственной регистрации договора аренды по причине его отсутствия. Доказательств того, что представленных документов не было достаточно для идентификации предметов аренды, заинтересованным лицом не представлено.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Порядок проведения государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ определено, что  государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Согласно статье 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 названной статьи, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ).

Из пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 122-ФЗ следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Статьей 20 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.

В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу n А03-86/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также