Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 по делу n А45-13200/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Томск Дело № 07АП-2502/09(А45-13200/2008-8/189) «23» апреля 2009 года Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 года. Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Кайгородовой М.Ю. Судей: Калиниченко Н.К. Нагишевой О.Б. при ведении протокола судебного заседания председательствующим при участии: от истца: представителя Степановой Е.В. по доверенности от 01 октября 2008 года от ответчика: представителя Сойкиной С.В. по доверенности от 14 октября 2008 года, рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Бердский водоканал» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 февраля 2009 года по делу № А45-13200/2008-8/189 (судья Борисова И.А.) по иску открытого акционерного общества «СибирьЭнерго» к муниципальному унитарному предприятию «Бердский водоканал» о взыскании задолженности УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «СибирьЭнерго» (далее – ОАО «СибирьЭнерго» ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «Бердский водоканал» (далее – МУП «Бердский водоканал» ) о взыскании 1 447 100 рублей 37 копеек задолженности за потребленную в январе – июле 2008 года электрическую энергию, 324 279 рублей 48 копеек долга по контрольному акту № Б/119 от 13 ноября 2007 года. Ответчик частично признал исковые требования в сумме 324 279 рублей 48 копеек. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10 февраля 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены расходы по государственной пошлине. Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП «Бердский водоканал» подало апелляционную жалобу, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении требования о взыскании 1 447 100 рублей 37 копеек. В обоснование жалобы податель указал, что основным видом его деятельности является выработка воды и снабжение ею населения города, он является исполнителем коммунальных услуг населению, следовательно, относится к самостоятельной категории субъектов розничных рынков электроэнергии, изменение условий в одностороннем порядке законом не допускается, применение свободных цен влечет существенные убытки для ответчика и нарушение его прав, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы. В отзыве на апелляционную жалобу истец ее доводы не признал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным. Указал, что изменение порядка тарифообразования не требует внесения изменений в договор, купля-продажа электроэнергии на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам) для снабжения бытовых потребителей, ответчик относится к тарифной группе «прочие», а не к группе «население», не реализует электроэнергию, суд обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы. В судебном заседании представитель МУП «Бердский водоканал» поддержал апелляционную жалобу. Представитель ОАО «СибирьЭнерго» настаивал на доводах отзыва. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что в соответствии с уведомлением от 14 февраля 2007 года № ЕЯ-787/14, приобщенным к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец включен в реестр гарантирующих поставщиков на территории Новосибирской области. Между ОАО «СибирьЭнерго» (энергоснабжающая организация) и МУП «Бердский водоканал» (абонентом) заключен договор № 43770 от 27 июня 2007 года на подачу и потребление электрической энергии, согласно которому ОАО «СибирьЭнерго» подает электроэнергию ответчику, а МУП «Бердский водоканал» обязуется ее оплачивать в порядке, предусмотренном договором (том 1 л.д. 12 – 16). Электроэнергия в спорный период поставлена на общую сумму 13 335 727 рублей 94 копейки, ответчику выставлены счета-фактуры № 2107-08-И43770 от 31 января 2008, № 5905-08-И43770 от 29 февраля 2008 года, № 9167-08-И43770 от 31 марта 2008 года, № 11651-08-И43770 от 30 апреля 2008 года, № 15308-08-И43770 от 31 мая 2008 года, № 18641-08-И43770 от 30 июня 2008 года, № 21911-08-И43770 от 31 июля 2008 (том 1 л.д. 24 – 49). Ответчик оплатил электроэнергию частично, в результате чего образовалась задолженность в сумме 1 447 100 рублей 37 копеек, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что правила о применении нерегулируемых цен применяются сторонами договора энергоснабжения независимо от внесения в него изменений, договор является публичным, а истцу присвоен статус гарантирующего поставщика, доводы ответчика об исполнении им коммунальных услуг и отнесении к категории граждан документально не подтверждены. Не согласиться с указанными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего. В силу требований статьи 309, статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что в спорный период истец поставил ответчику электроэнергию в количестве, указанном в расчетных документах, однако ответчик в нарушение договорных условий оплатил ее не в полном объеме. Частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм закона, иных правовых актов к отношениям по договору снабжения электрической энергией над нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договора в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемы уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с положениями статей 2, 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Установление уровней тарифов на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков, основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в силу статей 4, 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обладает Правительство Российской Федерации. Согласно абзацу 12 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»» утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. Поскольку заключенный сторонами договор применительно к части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным, то установленные нормативными актами изменения в сфере тарифов являются обязательными как для истца, так и для ответчика и не требуют внесения изменений в заключенный ими договор. Письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 августа 2008 года № 02-3886, департамента по тарифам Новосибирской области от 14 января 2009 года № 1063/5, управления ЖКХ администрации муниципального образования города Бердска от 26 января 2009 года № 03/97, на которые ссылается ответчик в обоснование апелляционной жалобы, не подтверждают доводы ответчика, доказательственного значения по настоящему делу не имеют (том 2 л.д. 10 – 12). Довод апелляционной жалобы о нарушении истцом статьи 310, части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, причинении истцу применением свободных цен убытков не основан на законе, не подтвержден материалами дела, судом апелляционной инстанции отклоняется. Согласно пункту 4 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 (далее – Правила), продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления (далее - граждане-потребители). Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами. Согласно пункту 106 Правил на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках. В силу пункта 108 Правил поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Согласно пункту 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. В соответствии с пунктом 2.2 устава в предмет деятельности ответчика входят эксплуатация сооружений водоснабжения и водоотведения, внешних водопроводных и канализационных сетей и сооружений, обеспечение их устойчивой работы, выработка и реализация воды для питьевых и бытовых целей, участие в комиссии по приемке законченных строительством объектов, внешнеэкономическая деятельность, коммерческая деятельность, оказание платных услуг, проектирование, ремонт и строительство объектов водоснабжения и водоотведения, перевозка пассажиров и грузов, лабораторный контроль качества питьевой и сточной вод (том 1 л.д. 123 – 135). Из пункта 2.1 договора следует, что электроэнергия приобретается ответчиком для собственных нужд, а не для предоставления коммунальной услуги электроснабжения населению. Таким образом, в силу пункта 89 Правил, абзаца 3 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307) ответчик исполнителем коммунальных услуг не является. Следовательно, согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены Приказом ФСТ РФ от 06 августа 2004 года № 20-э/2) ответчик относится к группе 3 «Прочие потребители». Апелляционная жалоба в указанной части также отклоняется за необоснованностью. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции также не допущено, так как объем и начисление размера оплаты электроэнергии по нерегулируемым ценам указывалось истцом в счетах-фактурах, ответчиком не оспаривалось, основания для назначения экспертизы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса отсутствовали. Суд обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы . При таких обстоятельствах у истца имеются правовые основания для начисления платы как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании 1 447 100 рублей 37 копеек задолженности. С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает решение в обжалуемой части соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей относится на подателя жалобы. Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 февраля 2009 года по делу № А45-13200/2008-8/189 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Бердский водоканал» - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев. Председательствующий М.Ю. Кайгородова Судьи Н.К. Калиниченко О.Б. Нагишева Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 по делу n А07АП-2656/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|