Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2009 по делу n 07АП-2848/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                 Дело № 07АП-2848/09

04.05.2009

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.

судей:    Солодилова А.В.,   Залевской Е.А.                                            

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.

при участии:

от заявителя: без участия

от ответчика: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области  на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.02.2009 года по делу №А27-17132/2008-5 по заявлению ООО «АКВА ОПТ» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области о признании недействительным решения от 13.11.2008 года,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АКВА ОПТ» (далее - ООО «АКВА ОПТ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» решения Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области, изложенного в письме от 13.11.2008 года №28-2/3231, и обязании Управления установить для ООО «АКВА ОПТ» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Решением от 24.02.2009 года по делу №А27-17132/2008-5 Арбитражный суд Кемеровской области заявленные требования удовлетворил.

Не согласившись с указанным решением, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.02.2009 года по делу №А27-17132/2008-5 отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом не в полной мере были выяснены все обстоятельства по делу, а так же нарушены нормы материального права.

ООО «АКВА ОПТ» осуществляет такие виды деятельности как сбор и размещение отходов, которые подлежат обязательному лицензированию. При этом тот факт, что данные виды деятельности не отражены в уставе Общества, не свидетельствует об отсутствии необходимости в получении лицензии.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ООО «АКВА ОПТ», Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области о месте и времени рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 01.11.2008 года ООО «АКВА ОПТ» обратилось в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

К заявлению был приложен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Управление письмом от 13.11.2008 года №28-2/3231 отказало в установлении лимитов на размещение отходов в связи с некомплектностью материалов, а именно: в связи с отсутствием копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Не согласившись с отказом Управления установить лимиты на размещение отходов, общество обратилось в арбитражный суд.

Решением от 24.02.2009 года по делу №А27-17132/2008-5 Арбитражный суд Кемеровской области признал отказ незаконным и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления для ООО «АКВА ОПТ» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что    какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает. Сбор и временное хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору и размещению опасных отходов в смысле, придаваемом Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Седьмой арбитражный апелляционный суд  поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.             Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ следует, что обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Таким образом, Закон № 89-ФЗ разграничивает понятия при обращении с отходами на:

- деятельность, в процессе которой образуются отходы,

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На основании статьи 1 Закона № 89-ФЗ под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Во исполнение данных положений Правительство РФ Постановлением от 16.06.2000 №461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение  (далее – Правила).

Из пункта 4 Правил (в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.12.2006г. № 767, от 29.08.2007г. № 545) следует, что юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 указанных Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации:

а) заявление,

б) копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

в) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации;

г) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Из содержания данного пункта Правил следует, что необходимость представления  лицензии возложена только на лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( в редакции ФЗ от 08.11.2007г. № 258-ФЗ) лицензированию подлежит только  деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В статье 1 Закона № 89-ФЗ содержатся следующие понятия:

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом № 128-ФЗ.

На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ и статьи 9 Закона № 89-ФЗ размещение опасных отходов является лицензируемым видом деятельности, то есть юридическое лицо, размещающее или использующее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Как следует из Устава ООО «АКВА ОПТ» основными видами деятельности общества являются: торговля оптовая и розничная, торгово-закупочная деятельность, коммерческая деятельность, посреднические услуги, транспортные услуги.

Согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «АКВА ОПТ» годовой объем образования отходов составляет 102,35366 тонн.

Из них 96 тонн составляют отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, 0,00366 тонн - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, 1,45 тонн – отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, 4,3 тонны – мусор от бытовых помещений организаций несортированный, 0,6 тонны – отходы (мусор) от уборки территории (уличный смет).

Все отходы передаются другому предприятию для переработки, обезвреживания или использования.

В частности, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак передаются для обезвреживания ООО «Фирма «Накал» по договору №111от 05.03.2008.

Мусор от бытовых помещений, отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства вывозятся на ООО «Полигон» для захоронения. Заявителем представлен договор от 21.06.2008 №8521Ф1 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов между ООО «АКВА ОПТ» (заказчиком) и МП «Спецавтохозяйство»

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2009 по делу n 07АП-1973/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также