Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу n А46-19273/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 09 декабря 2009 года Дело № А46-19273/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2009 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П. судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8298/2009) инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее – ИФНС России по САО г. Омска; Инспекция) на определение Арбитражного суда Омской области от 15.10.2009 по делу № А46-19273/2009 (судья Третинник М.А.), вынесенное по заявлению ИФНС России по САО г. Омска об отмене обеспечительных мер, принятых по заявлению закрытого акционерного общества «Управление механизации № 8» (далее – ЗАО «Управление механизации № 8; Общество) о признании недействительным решения от 30.06.2009 № 02-33/019943, при участии в судебном заседании: от ИФНС России по САО г. Омска − Вадимовой И.А., по доверенности действительной до 31.12.2009 (удостоверение № 340106 действительно до 31.12.2014); от ЗАО «Управления механизации № 8» − Зорина Д.А. по доверенности от 18.09.2009, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), установил:
Определением Арбитражного суда Омской области от 28.09.2009 были приняты меры в обеспечение имущественных интересов ЗАО «Управление механизации № 8» в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа в части: - привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в сумме 1 048 129 руб., - начисления пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с несвоевременной уплатой налога на прибыль в сумме 559 655 руб. 69 коп, - дополнительного начисления налога на добавленную стоимость в сумме 3 241 923 руб. 21 коп., - привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1 220 951 руб., - начисления пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с несвоевременной уплатой налога на добавленную стоимость в сумме 1 905 978 руб. 86 коп. ИФНС России по САО г. Омска обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене мер, принятых вышеуказанным определением Арбитражного суда Омской области. 15.10.2009 Арбитражный суд Омской области вынес определение, которым в удовлетворении заявления налогового органа об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от 28.09.2009 по делу № А46-19273/2009 отказано. В качестве правового обоснования принятого судебного акта, суд первой инстанции указал, что обеспечительные меры были приняты с учетом характера заявленных Обществом требований, соразмерны ему, направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа и обеспечение защиты имущественных интересов налогоплательщика, а также на соблюдение баланса частных и публичных интересов. Суд первой инстанции со ссылкой на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах применения части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отклонил довод Инспекции о непредставлении Обществом встречного обеспечения. Не согласившись с указанным судебным актом, ИФНС России по САО г. Омска обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе налоговый орган просит определение суда отменить, в части приостановления действия Инспекции по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 164 463 руб. 21 коп. и в части начисления пени по налогу на прибыль в сумме 559 655 руб. 69 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 905 978 руб. 86 коп. и принять по делу новый судебный акт – о частичном отказе в принятии обеспечительных мер. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что первоначально заявитель оспаривал начисление обжалуемым актом Инспекции налог на добавленную стоимость в сумме 2 077 460 руб., в дополнениях к заявлению налогоплательщик уточнил сумму налога на добавленную стоимость – 3 241 923 руб. 21 коп. В связи с этим налоговый орган полагает, что судом первой инстанции необоснованно приняты обеспечительные меры. ЗАО «Управление механизации № 8» письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, однако в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше. Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены, исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело. Пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» установлено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене. В качестве основания для отмены обеспечительных мер ИФНС России по САО г. Омска указала на то обстоятельство, что Общество не представило встречное обеспечение в порядке, предусмотренном статьей 94 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной не может согласиться с данной позицией налогового органа, исходя из следующего. В силу статьи 94 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, допуская обеспечение иска по ходатайству ответчика, может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом. Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», если после принятия обеспечительных мер в арбитражный суд поступило ходатайство ответчика об обязании истца предоставить встречное обеспечение в соответствии с частью 1 статьи 94 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд вправе потребовать представления встречного обеспечения. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями закона, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, требование о предоставлении истцом встречного обеспечения является правом, а не обязанностью суда. Кроме того, истребование встречного обеспечения является оправданным в случаях, когда у суда имеются убедительные основания полагать, что принятие обеспечительных мер по заявлению истца может повлечь убытки ответчика. Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Налоговый орган в нарушении указанной правовой нормы ни при рассмотрении судом первой инстанции заявления об отмене обеспечительных мер, ни при рассмотрении апелляционной жалобы на определение об отказе в отмене обеспечительных мер документально не подтвердил и не обосновал свое утверждение о нарушении Обществом публичных интересов и отсутствия у него достаточных средств для незамедлительного исполнения оспариваемого ненормативного акта. В апелляционной жалобе ИФНС России по САО г. Омска ссылается на то, что первоначально Общество оспаривало ненормативный акт в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 2 077 460 руб. В дополнениях к заявлению налогоплательщик уточнил сумму налога на добавленную стоимость – 3 241 923 руб. 21 коп. В связи с чем, полагает Инспекция, судом первой инстанции необоснованно наложены обеспечительные меры в разнице между указанными суммами в размере 1 164 463 руб. 21 коп. Между тем налоговым органом не учтено, что уточнение заявленных требований является правом участвующих в деле лиц, предусмотренным положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и только в рамках рассмотрения настоящего дела можно установить правомерность или неправомерность заявленных (уточненных) требований. ИФНС России по САО г. Омска в апелляционной жалобе также просит отменить определение суда первой инстанции от 15.10.2009 в части отказа в удовлетворении заявления налогового органа об отмене обеспечительных мер в части приостановления решения по начислению пени по налогу на прибыль в сумме 559 655 руб. 69 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 905 978 руб. 86 коп. Однако данный довод не был заявлен в ходатайстве об отмене обеспечительных мер по делу № А46-19273/2009, поданном в суд первой инстанции. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной абзаце шестом пункта 25 Постановления Пленума 28.05.2009 № 36, суду апелляционной инстанции следует также учитывать, что согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Поскольку налоговый орган в суде первой инстанции не заявлял доводы, изложенные в апелляционной жалобе, об отмене обеспечительных мер в части приостановления решения по начислению пени по налогу на прибыль в сумме 559 655 руб. 69 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 905 978 руб. 86 коп., у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для их рассмотрения. Более того, даже в случае оценки этих доводов по существу, следует отметить, что отсутствие выраженного несогласия в апелляционной жалобе с решением Инспекции в полном объеме, направленной в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, не может являться основанием для отказа в рассмотрении требования налогоплательщика о признании недействительным оспариваемого решения в части пеней по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, поскольку заявителем (Обществом) исполнена обязанность по обжалованию решения ИФНС России по САО г. Омска путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации не ставят возможность судебного обжалования ненормативного акта в зависимость от того, оспаривал ли налогоплательщик решение нижестоящего налогового органа в вышестоящий налоговый орган в полном объеме или частично. Таким образом, учитывая, что обеспечительные меры связаны с предметом иска и способны обеспечить исполнение решения суда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ходатайства заявителя об отмене обеспечительных мер. Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд, ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 15.10.2009 по делу № А46-19273/2000 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Е.П. Кливер Судьи Н.Е. Иванова О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу n А81-3630/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|