Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу n А70-12535/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 мая 2010 года Дело № А70-12535/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н. при ведении протокола судебного заседания: Леоновой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2671/2010) общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскдорстрой" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.02.2010 по делу № А70-12535/2009 (судья Дылдина Т.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскдорстрой" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 о признании незаконным решения о зачете от 19.08.2009 № 7364 и решения об отказе в возврате переплаты по ЕСН от 19.08.2009 № 2871, об обязании возвратить излишне уплаченные пени по НДС в сумме 141 958 руб. 64 коп, ЕСН в ФСС в сумме 44 104 руб. 97 коп., при участии в судебном заседании представителей: от ООО «Ноябрьскдорстрой» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от ИФНС России по городу Тюмени № 2 – Сергеева В.Г. (удостоверение № 609787 действительно до 01.10.2012, доверенность № 2 от 17.02.2010 сроком действия по 31.12.2010), установил: Решением от 11.02.2010 по делу № А70-12535/2009 Арбитражный суд Тюменской области частично удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскдорстрой" (далее – ООО «Ноябрьскдорстрой», общество, налогоплательщик), решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №2 (далее – ИФНС России по г. Тюмени № 2, инспекция, налоговый орган) от 19 августа 2009г. № 2871 об отказе в возврате суммы переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в размере 44 104 руб. 97 коп., признал недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ), обязал инспекцию возвратить излишне уплаченный единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования, в сумме 44 104 руб. 97 коп. В части оспаривания решения от 19.08.2009 №7364 о зачете переплаты по НДС и об обязании возвратить налог на добавленную стоимость в размере 141 958 руб. 64 коп. отказал. В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований указал на подтверждение материалами дела наличия переплаты, в части отказа в удовлетворении требований сказал о том, что зачет произведен правомерно, так как он произведен в счет текущих платежей. В апелляционной жалобе заявитель просит решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь при этом на то, что в любом случае вопрос зачета требований должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон РФ № 127-ФЗ)». В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 2 с доводами апелляционной жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя инспекции, установил следующие обстоятельства. Определением Арбитражного суда Тюменской области от 04.03.2008 по делу №А70-8009/2007 в отношении Общества введена процедура наблюдения. Решением суда по указанному делу от 21.01.2009 ООО «Ноябрьскдорстрой» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его введено конкурсное производство. 21.07.2009 Обществом получена справка формы №39-1 №7629 от 21.07.2009 о состоянии расчетов с бюджетом, согласно которой у заявителя имелась переплата по пени по НДС в сумме 141 958,64 руб., по ЕСН в ФСС в сумме 44 104,97 руб. Налогоплательщик 04.08.2009 обратился в Инспекцию с заявлениями о возврате указанных сумм переплат. Извещением №7364 от 19 августа 2009 инспекция сообщила заявителю о зачете переплаты по НДС в счет уплаты НДС. Решением №2871 от 19 августа 2009г. налоговый орган отказала заявителю в возврате ЕСН, поскольку сумма переплаты не подтверждена камеральной проверкой. Общество считая, что решение о зачете НДС от 19.08.2009 №7364 (фактически это номер извещения, а решение №7018), решение об отказе в возврате №2871 противоречат положениям ст. 63, 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), поскольку нарушают очередность погашения требований кредиторов, обратилось в арбитражный суд. 11.02.2010 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части, находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы принимает как обоснованные, исходя из следующего. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78,79 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм (п.7 ст.78 НК РФ), одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление и принять по нему решение. Согласно п.6 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Между тем, как следует из материалов дела в отношении заявителя определением Арбитражного суда Тюменской области от 04.03.2008 по делу №А70-8009/2007 введена процедура наблюдения, в связи с чем при решении вопросов о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных налогов, сборов нормы налогового законодательства подлежат применению в пределах, установленных Законом №127-ФЗ. Как следует из материалов дела зачет переплаты НДС в размере 141 958 руб. 64 коп. проведен налоговым органом 19.08.2009 - в период нахождения предприятия в стадии банкротства - наблюдение. В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику. Согласно ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как разъяснено в абзаце втором пункта 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди, то для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве. В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по зачету в счет задолженности переплаты. Таким образом, вопрос о зачете налогов налогоплательщика, объявленного решением суда банкротом и в отношении которого возбуждено конкурсное производство, должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Как следует из материалов дела, недоимка по налогу, в счет которой и был осуществлен зачет имеющейся переплаты, образовалась в период после принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом и введении в отношении предприятия процедуры наблюдения, таким образом зачет был произведен после принятия судом решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства, в связи с чем, проведенный Инспекцией зачет налога является неправомерным, так как сумма налога, подлежащая возврату должна быть включена в конкурсную массу. Согласно абзацу 3 пункта 8 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Зачет требования допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. В связи с чем, зачет встречного однородного требования может быть осуществлен только по заявлению конкурсного управляющего и при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований остальных кредиторов. В соответствии с приведенными выше нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (статьей 126, пунктами 4 и 8 статьи 142) налоговая инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом); в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета. Исходя из вышеизложенного, решение инспекции № 7364 от 19.08.2009 подлежит отмене как несоответствующее действующему законодательству. Таким образом, непринятие ИФНС России по г. Тюмени № 2 мер по проведению возврата уплаченных сумм пени по НДС 141 958 руб. 64 коп. является незаконным в связи с чем они подлежат возврату. По таким основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права (пункты 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а именно, судом первой инстанции не учтены нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», являющиеся в данном случае специальными по отношению к нормам Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскдорстрой" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 11.02.2010 по делу № А70-12535/2009 в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять новый судебный акт. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции. «Требования общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскдорстрой" удовлетворить. Признать незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №2 от 19.08.2009 № 2871 об отказе в возврате суммы переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в размере 44 104 руб. 97 коп., от 19.08.2009 №7364 о зачете переплаты по НДС. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №2 возвратить сумму единого социального налога, уплачиваемого в Фонд социального страхования - 44 104 руб. 97 коп., сумму пени по налогу на добавленную стоимость - 141 958 руб. 64 коп. на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскдорстрой".» Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.Ю. Рыжиков Судьи Н.Е. Иванова Ю.Н. Киричёк Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу n А81-5670/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|