Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу n А75-8481/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 мая 2011 года

                                                          Дело № А75-8481/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солодкевич Ю.М,

судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2451/2011) Муниципального учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского района «Сибирская участковая больница» на  решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 ноября 2010 года, принятое по делу № А75-8481/2010 (судья Никонова Е.А.) по иску Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования (ОГРН 1028600510465; ИНН 8601001726) к Муниципальному учреждению здравоохранения Ханты-Мансийского района «Сибирская участковая больница» (ОГРН 1028600515921; ИНН 8618003672), при участии третьего лица: открытого акционерного общества Страховая медицинская компания «Югория-Мед» (ОГРН 1038600541517; ИНН 8602054544) об обязании восстановить на расчётный счёт по учёту средств обязательного медицинского страхования за счёт средств, полученных из иных источников финансирования, средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 45 610 руб.,

при участии в судебном заседании:

от Муниципального учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского района «Сибирская участковая больница» – представитель не явился,

от Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования – представитель не явился,

от открытого акционерного общества Страховая медицинская компания «Югория-Мед» – представитель не явился,

установил:

Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к муниципальному учреждению здравоохранения Ханты-Мансийского района «Сибирская участковая больница» (далее – Учреждение, ответчик) об обязании восстановить на расчётном счёте ответчика по учёту средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) за счёт средств, полученных из иных источников финансирования, средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 45 610 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что выделенные ответчику в период с 01.10.2006 по 30.09.2007 денежные средства фонда ОМС использованы им не по целевому назначению. А именно, в нарушение тарифных соглашений превышен норматив расходов по статье 226 «Прочие услуги», допустимый размер расходов – 5%, что в денежном выражении составляет 43 591 руб., фактический кассовый расход за услуги общества с ограниченной ответственностью «МедИнфоЦентр» по внедрению программного комплекса «Медицинская информационная система» составил 89 201 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытого акционерного общества Страховая медицинская компания «Югория-Мед» (далее – ОАО СМК «Югория-Мед»).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 ноября 2010 года по делу № А75-8481/2010 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Учреждение восстановить на расчётный счёт по учёту средств ОМС за счёт средств, полученных из иных источников финансирования, средства ОМС в размере 45 610 руб. Этим же решением с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что средства ОМС израсходованы по надлежащей статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, следовательно, нецелевого расходования не допущено.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу Фонд и ОАО СМК «Югория-Мед» просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещённые в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. ОАО СМК «Югория-Мед» заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО СМК «Югория-Мед» (страховщик), Фондом и Учреждением подписаны договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС (том 1 л.10-23).

Согласно пунктам 1.1 договоров от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС Учреждение берёт на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и разрешёнными ему видами деятельности, гражданам, которым страховщиком выдан страховой полис. Страховщик берёт на себя обязательство произвести оплату оказанных учреждением медицинских услуг в порядке, установленном договором, Фонд осуществляет контроль за расходованием средств, полученных Учреждением по договору, а также оплату медицинских услуг, оказанных Учреждением гражданам, застрахованным за пределами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Учреждение обязано использовать полученные по договору денежные средства на цели и в порядке, предусмотренном тарифным соглашением, утверждённым решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги. Учреждение обязано осуществлять расходование средств обязательного медицинского страхования в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и проведение конкурсов и (или) иных установленных способов закупок) на размещение заказов для осуществления закупок за счёт средств ОМС (пункты 1.2 договоров от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС).

Учреждение обязано осуществлять учёт поступления и использования средств ОМС на отдельном специальном счёте в отделении Центрального банка Российской Федерации, раздельно от средств, поступающих из других источников финансирования, вести бухгалтерский учёт в соответствии с нормативными документами. Учреждение обязано использовать имущество, материалы и прочие активы, приобретаемые за счёт средств ОМС преимущественно на оказание лечебно-профилактической помощи застрахованным по ОМС, обеспечить учёт целевого и рационального использования имущества (пункты 1.3 договоров от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС).

Страховщик ежемесячно, в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования на территории Ханты-Мансийского автономного округа, утверждённым решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги, оплачивает лечебно-профилактическую помощь, оказываемую Учреждением застрахованным по согласованным в установленном порядке тарифам, пропорционально, в пределах размера средств полученных от Фонда по дифференцированным подушевым нормативам на оплату медицинских услуг, на основании счета-фактуры и реестров, предъявленных Учреждением (пункты 4.1 договоров от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС).

Фонд контролирует целевое расходование средств ОМС Учреждением. Контроль целевого расходования средств ОМС осуществляется путём проверок, проводимых в соответствии с Инструкцией «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной Федеральным фондом ОМС. Проверка осуществляется не реже 1 раза в 2 года. Результаты оформляются актом проверки, подписываемым представителем Фонда и Учреждения. По результатам проверки выносится предписание, обязательное для исполнения Учреждением (пункты 6.2, 6.3 договоров от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС).

В случае нарушения порядка использования средств ОМС, Учреждение обязано в течение одного месяца после выявленных указанных нарушений восстановить средства, использованные не по целевому назначению, на отдельном банковском счёте по учёту средств ОМС, за счёт иных источников. В случае не восстановления (не полного восстановления) средств, использованных не по целевому назначению в срок установленный Предписанием, Фонд имеет право на не восстановленную сумму произвести начисление пени в размере 1/300 учётной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Уплата пени производится путём перечисления средств Учреждением на текущий счёт Фонда (пункты 7.3, 7.4 договоров от 15.05.2006 № 7, от 11.01.2009 № 121.01 ОМС).

Договор от 15.05.2006 № 7 вступает в силу с 01.04.2006 и действует до 31.12.2006. Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не менее чем за 30 дней до его окончания (пункты 10.1, 10.2 договора от 15.05.2006 № 7).

Договор от 11.01.2009 № 121.01 ОМС вступает в силу с 01.01.2009 и действует до 31.12.2009. Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не менее чем за 30 дней до его окончания (пункты 9.1, 9.2 договора от 11.01.2009 № 121.01 ОМС).

В ходе проведении проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2006 по 30.09.2007 истец установил, что ответчик допустил расходование денежных средств сумме 45 610 руб. в нарушение тарифного соглашения, утверждённого решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги от 26.06.2006 № 40, а именно, произвёл оплату обществу с ограниченной ответственностью «МедИнфоЦентр» услуг по внедрению программного комплекса «Медицинская информационная система» в размере 89 201 руб., отразив расходы по статье затрат 226 «Прочие услуги», в то время когда допустимый размер расходов по названной статье составлял 5% от расходов, что в денежном выражении составляет 43 591 руб.

По результатам проверки составлен акт от 02.11.2007 № 71 (том 1 л. 36-44).

Фонд предъявил Учреждению Предписание от 17.12.2007 № 3291 с требованием восстановить денежные средства в сумме 45 610 руб. (89 201 – 43 591) до 17.01.2008 за счёт средств бюджета (платных услуг) (том 1 л. 49).

Поскольку, ответчик предписание не исполнил, Фонд обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи Учреждением апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.

Отношения в области ОМС регулируются действовавшим на момент возникновения спора Законом Российской Федерации от 28.06.1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 1499-1).

В силу статьи 1 Закона № 1499-1 ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Согласно статье 24 Закона № 1499-1 тарифы на медицинские услуги при ОМС определяются соглашением между страховыми медицинским организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами (статья 4 Закона № 1499-1).

Пунктом 13 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утверждённым Федеральным фондом ОМС 05.04.2001 года № 1518/21-1, Правилами обязательного медицинского страхования, Приказом Федерального фонда ОМС от 09.12.1999 № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» установлено, что тарифы на медицинские услуги в системе ОМС определяются согласительной комиссией, в которую входят: страховые медицинские организации, органы исполнительной власти, местные администрации, профессиональные медицинские ассоциации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 14.04.1994 № 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан», Приказом Федерального фонда ОМС от 09.12.1999 № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» тарифами являются денежные суммы, определяющие уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан. Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяется решением согласительной комиссии. В соответствии с пунктом 2.7 вышеприведенного Приказа Федерального фонда ОМС от 14.04.1994 № 16 из состава тарифов исключаются статьи и группы расходов, возмещаемые из других источников, бюджетов различных уровней, доходов от предпринимательской деятельности и др.

Окружной комиссией по согласованию тарифов были приняты Тарифные соглашения, определяющие состав расходов медицинского учреждения, подлежащие возмещению из средств обязательного медицинского страхования (заработная плата, начисления на оплату труда, прочие услуги, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов) и норматив возмещения данных расходов. По коду статей 226 «прочие услуги» разрешалось направлять до 5% от средств, полученных Учреждением за оказанные медицинские услуги в системе ОМС. Тарифные соглашения утверждены протоколами заседаний окружной

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу n А46-181/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также