Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу n А81-700/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 24 августа 2011 года Дело № А81-700/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5091/2011, 08АП-5304/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.05.2011 по делу № А81-700/2011 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению Компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу, к Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, при участии в деле третьего лица: открытого акционерного общества «Севернефтегазпром», о признании недействительными решения № 597 от 25.10.2010, решения № 42 от 24.02.2011 в части оставления без удовлетворения жалобы Компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу № 597 от 25.10.2010 года, а также об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу вынести решение о возврате Компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» излишне уплаченного налога на прибыль организаций в сумме 36 743 098 руб., при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу – Кислицин Д.В. по доверенности № 02-13/00254 от 19.01.2011 сроком действия по 31.12.2011, предъявлено удостоверение; от Компании Винтерсхалл Холдинг ГмбХ – Серкин И.Л. по доверенности от 25.01.2011 сроком действия 3 года, предъявлено удостоверение; от открытого акционерного общества «Севернефтегазпром» - Белоусов А.А. по доверенности № 112/2010 от 06.10.2010 сроком действия 1 год, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации; установил: Компания «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» (далее по тексту – Компания, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО, Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), к Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УФНС России по ЯНАО, Управление, вышестоящий налоговый орган, заинтересованно лицо) о признании недействительными решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО № 597 от 25.10.2010, решения УФНС России по ЯНАО № 42 от 24.02.2011 в части оставления без удовлетворения жалобы Компании на решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО № 597 от 25.10.2010, а также об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО вынести решение о возврате Компании излишне уплаченного налога на прибыль организаций в сумме 36 743 098 руб. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Севернефтегазпром» (далее по тексту - ОАО «Севернефтегазпром», Общество, третье лицо). Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные Компанией требования в полном объеме, признав недействительными оспариваемые решения Инспекции и вышестоящего налогового органа и обязав МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО вынести решение о возврате Компании излишне уплаченного налога на прибыль организаций в сумме 36 743 098 руб. В обоснование принятого решения суд указал, что международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством (статья 15 Конституции Российской Федерации, статья 7 Налогового кодекса Российской Федерации), поэтому в рассматриваемом споре должны применяться нормы Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (далее по тексту – Соглашение), а не статья 269 Налогового кодекса Российской Федерации, примененная налоговым органом. По мнению суда первой инстанции, налоговый орган неправильно, вопреки терминологии и классификации, данной в Соглашении, оценил выплаченные ОАО «Севернефтегазпром» проценты по договору займа в пользу Компании Винтерсхалл Холдинг ГмбХ, как дивиденды, хотя основания для налогообложения процентов как дивидендов в данном случае не возникало. Поскольку получателем процентов является Компания, являющаяся резидентом Федеративной Республики Германия, в отношении этих процентов применению подлежит не законодательство Российской Федерации (статья 269 Налогового кодекса Российской Федерации) и статья 10 Соглашения, а статья 11 указанного Соглашения, в связи с чем у ОАО «Севернефтегазпром» не возникла обязанность по удержанию налога в качестве налогового агента согласно статье 275 Налогового кодекса Российской Федерации. Не согласившись с принятым решением, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на ошибочность указанного выше вывода суда первой инстанции, поскольку, по мнению МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО, пунктом 2 статьи 10 Соглашения прямо предусмотрено, что термин «дивиденды», применяется, в том числе и к доходам, которые признаются дивидендами в соответствии с внутренним налоговым законодательством Государства, резидентом которого является организация, выплачивающая доход. Национальным налоговым законодательством Российской Федерации (в пункте 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации) прямо предусмотрено, что превышение размера начисленных иностранному лицу процентов, в отношении которого существует контролируемая задолженность (пункт 2 статьи 269 Кодекса) над предельными процентами, признается «дивидендами». В связи с чем МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО полагает, что статья 269 Налогового кодекса Российской Федерации дает право переквалифицировать долговые требования по договорам займа в дивиденды. Таким образом, резюмирует МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО, если доходы (проценты) по долговым требованиям приравниваются к дивидендам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, то в отношении этих доходов должны применяться нормы статьи 10 Соглашения, а не 11 Соглашения. В связи с указанным, по мнению Инспекции, ОАО «Севернефтегазпром», выступая налоговым агентом, правомерно в соответствии с пунктом 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 10 Соглашения, исчислило и удержало налог на прибыль организаций с доходов, полученных и квалифицированных, как дивиденды в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. УФНС России по ЯНАО также не согласилось с принятым решением и обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы УФНС России по ЯНАО указывает, что Компания является владельцем 35% акций в уставном капитале ОАО «Севернефтегазпром», следовательно, в рассматриваемом споре подлежат применению пункты 2, 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации и статья 10 Соглашения. Учитывая, что проценты по договорам займа подлежат неограниченному вычету при исчислении прибыли ОАО «Севернефтегазпром», вышестоящий налоговый орган на основании пункта 3 Протокола к статьям 10 и 11 Соглашения приходит к выводу, что доходы Компании по долговым требованиям могут облагаться налогом в Российской Федерации. При этом УФНС России по ЯНАО полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения для определения понятия «долговое требование» следует руководствоваться значением, придаваемом данному термину пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации. В представленных до начала судебного заседания отзывах Компания и ОАО «Севернефтегазпром» просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционные жалобы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО и УФНС России по ЯНАО – без удовлетворения. УФНС России по ЯНАО надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителя УФНС России по ЯНАО. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе и жалобе УФНС России по ЯНАО, считая, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, на основании чего просил решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.05.2011 по делу № А81-700/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель Компании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО и УФНС России по ЯНАО, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Представитель ОАО «Севернефтегазпром» с доводами апелляционных жалоб также не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Представителем Инспекции в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции было поддержано ходатайство, заявленное в апелляционной жалобе УФНС России по ЯНАО, об обращении за разъяснениями применения положений Соглашения между Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» в совокупности с нормами Налогового кодекса Российской Федерации относительно возникшего спора в компетентный орган, а именно: в Министерство финансов Российской Федерации. В обоснование заявленного ходатайства УФНС России по ЯНАО в апелляционной жалобе ссылается на статью 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», согласно которому в целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы Российской Федерации. Кроме того, представителем Инспекции было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.2011 № 03-08-13. Представители Компании и ОАО «Севернефтегазпром» возражали против удовлетворения заявленных ходатайств. Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявленных Инспекцией и вышестоящим налоговым органом ходатайств в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Статья 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы или организации Российской Федерации и за границей либо привлечь экспертов. Между тем, по убеждению суда апелляционной инстанции, Соглашение между Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» не является нормой иностранного права в смысле, придаваемом ей статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а представляет собой международный договор Российской Федерации, в связи с чем следует руководствоваться статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы применения нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Что касается письма Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.2011 № 03-08-13, то оно разъясняет порядок применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». В Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по делу n А81-1917/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|