Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу n А70-5630/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 11 ноября 2011 года Дело № А70-5630/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7111/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2011 по делу № А70-5630/2011 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Егоровой Ольги Сергеевны (ОГРН 311723204200062) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области об оспаривании сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил:
Индивидуальный предприниматель Егорова О.С. (далее – заявитель, ИП Егорова О.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (далее - МФНС России № 7 по Тюменской области, Инспекция налоговый орган) о признании недействительным сообщения о невозможности рассмотрения заявления от 24.02.2011 о переходе на упрощенную систему налогообложения. Решением от 10.08.2011 по делу №А70-5630/2011 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленное предпринимателем требование, признал недействительным сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения Инспекции, направленное письмом от 11.03.2011 № 08-77/003215, в качестве способа восстановления нарушенных прав ИП Егоровой О.С. возложил на Инспекцию обязанность по рассмотрению заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 24.02.2011 и информирования налогоплательщика о результатах его рассмотрения. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что налоговое законодательство не предусматривает направление сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в случае нарушения налогоплательщиком сроков направления уведомления, установленных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат последствий пропуска срока налогоплательщиком пятидневного срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, при этом срок подачи такого заявления для вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей не является пресекательным. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что оспариваемое сообщение носит информационный характер, не возлагает на заявителя каких – либо юридических последствий, а также не препятствует налогоплательщику в ходе своей деятельности применять упрощенную систему налогообложения, в связи с чем оспариваемое сообщение не нарушает прав и законных интересов ИП Егоровой О.С., что по правилам статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований заявителя. В письменном отзыве ИП Егорова О.С. возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. ИП Егорова О.С., Инспекция, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Егорова О.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11.02.2011 за основным государственным регистрационным номером 311723204200062, о чем в Единый государственный индивидуальных предпринимателей Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области внесена соответствующая запись, а также поставлена на налоговый учет в МИФНС России № 7 по Тюменской области ИНН 720607582383. 24.02.2011 по получению документов о государственной регистрации и постановки на налоговый учет предпринимателем в МИФНС России № 7 по Тюменской области было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет. Письмом от 11.03.2011 № 08-77/003215 Инспекция сообщила предпринимателю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, о чем к названному письму было приложено сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложении по причине нарушения срока подачи соответствующего заявления, установленного статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагая, что сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ИП Егоровой О.С., последняя обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями. 27.07.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Согласно сообщению о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 18.01.2011 № 1, основанием для отказа в его рассмотрении послужил вывод налогового органа о нарушении предпринимателем срока подачи заявления, установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.11). Вместе с тем как правильно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, нарушение заявителем срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) не может являться основанием для отказа в рассмотрении такого заявления. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса установлено, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса. Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, заявление о применении УСН носит уведомительный характер и главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения. При этом срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей не является пресекательным. Статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении УСН в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по упрощенной системе является календарный год. Если заявление о переходе на упрощенную систему подано до возникновения обязанности исчислять и уплачивать налоги в общем порядке и заявитель не относится к налогоплательщикам, указанным в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, то он вправе с момента получения им официального статуса юридического лица по своему усмотрению выбрать ту или иную систему налогообложения. В статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено пресекательного срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему, пропуск которого влечет отказ в переводе на упрощенную систему. Заявление о применении упрощенной системы носит уведомительный характер и не зависит от решения налогового органа. В этой связи налоговый орган не вправе направлять налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения упрощенной системы налогообложения. Следовательно, если заявитель подал заявление о переходе на упрощенную систему с пропуском установленного срока, то при соблюдении иных условий, установленных в статьях 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, данный налогоплательщик вправе применять упрощенную систему с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое сообщение не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, несостоятельны и подлежат отклонению, исходя из следующего. В рассматриваемом случае, письмом о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также оспариваемым сообщением о невозможности рассмотрения заявления о переходе на УСН в связи с нарушением срока, заявитель был поставлен в известность, что его заявление, которое носит уведомительный характер, не принято налоговым органом, не может быть рассмотрено, в связи с чем предприниматель не может быть уверен в соблюдении им порядка перехода на УСН и возможности соблюдения им этого порядка при налогообложении, чем нарушены его права. С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое сообщение Инспекции незаконным вследствие его несоответствия положениям Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушения прав и законных интересов предпринимателя. По убеждению суда апелляционной инстанции, удовлетворив требование ИП Егоровой О.С. о признании недействительным оспариваемого сообщения Инспекции, суд первой инстанции во исполнение требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно указал в резолютивной части решения на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав предпринимателя. При таких обстоятельствах выводы, изложенные в обжалуемом решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется. Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2011 по делу № А70-5630/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Ю.Н. Киричёк Судьи Н.Е. Иванова О.Ю. Рыжиков Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу n А75-3308/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|