Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу n А46-4570/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 ноября 2011 года

                                                     Дело №   А46-4570/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  22 ноября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 ноября 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Бондарь И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8082/2011) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу №А46-4570/2011 (судья Яркова С.В.)

по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1075503034902, ИНН 5508001003)

к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области

о признании недействительным отказа в предоставлении земельных участков в бессрочное пользование, выраженного в письме от 21.02.2011 № 0201/1598

при участии в судебном заседании представителей: 

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Кузнецов С.Л. (паспорт, по доверенности от 15.03.20111 сроком действия 1 год);

 

установил:

 

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту – ГУЗР Омской области, заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным отказа Управления, выраженного в письме от 21.02.2011 № 0201/1598, в части непредоставления Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков,    расположенных    на    территории     города    Омска,    с     кадастровыми    номерами 55:36:04 01 01:3024, 55:36:04 01 03:3049, 55:36:04 01 15:25, 55:36:04 01 15:2026, и возложении на заинтересованное лицо обязанности предоставить указанные земельные участки заявителю в постоянное (бессрочное) пользование.

Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2011 по делу № А46-4570/2011 заявленные департаментом имущественных отношений Администрации города Омска к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области требования удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 21.02.2011 № 0201/1598 в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:04 01 01:3024, 55:36:04 01 03:3049, 55:36:04 01 15:25, 55:36:04 01 15:2026. Суд обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области предоставить департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельные участки, расположенные на территории г. Омска, с кадастровыми номерами 55:36:04 01 01:3024, 55:36:04 01 03:3049, 55:36:04 01 15:25, 55:36:04 01 15:2026. Этим же решением суда с Главного управления по земельным ресурсам Омской области в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что Департаментом исполнены все предписания пунктов 14, 15, 16, 18 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, а также статей 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений». Оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков не имелось.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУЗР Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на применение судом первой инстанции нормы права, не подлежащей применению, а именно: статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По мнению подателя апелляционной жалобы, выводы арбитражного суда о наличии у Департамента полномочий на обращение за предоставлением спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование противоречат нормам права, на которые ссылается суд в обжалуемом решении.

Кроме того, ГУЗР Омской области полагает, что права и законные интересы Департамента оспариваемым отказом не нарушены, в связи с чем Департамент не является лицом, обладающим правом на обращение в суд.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ГУЗР Омской области – без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие Главного управления по земельным ресурсам Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Департамент зарегистрирован в качестве юридического лица 11.09.1997 Администрацией города Омска за номером 294-П, о чём 25.11.2002 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г.Омска в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении заявителю основного государственного регистрационного номера 1025500748613, ИНН 5508001003.

21.06.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г.Омска в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись об образовании Главного управления по земельным ресурсам Омской области за основным государственным регистрационным номером 1065503057443, ИНН 5503101004.

Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённым Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 предусмотрено проведения мероприятия по озеленению городской территории, в том числе формирование участков для размещения парков, бульваров, скверов (раздел 4.2.7.). Особый акцент сделан на сохранение и воссоздание в историческом центре города планировочной и архитектурно-пространственной структуры площадей, парков, бульваров и скверов, формирование системы пешеходных зон, улиц и маршрутов, воссоздание утраченных элементов исторического природно-ландшафтного каркаса (раздел 4.2.8.).

Согласно пункту  2.4.26. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 № 22-п, сквер представляет собой компактную озеленённую территорию, предназначенную для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения размером, как правило, от 0,5 до 2,0 га.

В целях реализации указанного выше Генерального плана Департамент обеспечил формирование земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 01:3024, 55:36:04 01 03:3049 под скверы.

По предложению департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в соответствии с постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 31.10.2000 № 484-п «О создании культурно-исторического общественного комплекса «Омская крепость» как объекта особого назначения с жёстким регулированием градостроительной деятельности», было принято решения об обустройстве скверов на пустующих земельных участках, примыкающих к культурно-историческому общественному комплексу «Омская крепость», с кадастровыми номерами 55:36:04 01 15:25, 55:36:04 01 15:2026.

В октябре 2010 года Департамент обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 01:3024, 55:36:04 01 03:3049 и 55:36:04 01 15:2026, в феврале 2011 года - с кадастровым номером 55:36:04 01 15:25.

По мнению заявителя, в нарушение статьи 11 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области», пункта 17 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п, а также пунктов 7.3., 7.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска для целей, не связанных со строительством», утверждённого Приказом Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 30.11.2010 № 29-п, заинтересованное лицо не рассмотрело в установленный срок данные заявления и не подготовило проекты решений о предоставлении земельных участков либо решения об отказе в предоставлении земельных участков с обоснованием отказа.

По результатам проверки деятельности Управления в связи с бездействием при принятии решений о предоставлении земельных участков Прокуратурой города Омска 20.01.2011 руководителю заинтересованного лица было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

По истечении месяца после внесения Прокуратурой города Омска представления письмом от 21.02.2011 № 0201/1598 Главное управление по земельным ресурсам Омской области уведомило заявителя о том, что для организации работ по благоустройству и озеленению территории городского округа предоставление участков в постоянное (бессрочное) пользование не требуется в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» (пункт 3).

Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Департамента, последний обратился с требованиями о признании его незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений пут?м предоставления заявителю в постоянное (бессрочное) пользование перечисленных им земельных участков.

26.08.2011 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. 

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу n А70-13292/2010. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также