Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 по делу n А46-9665/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 марта 2012 года

                                                     Дело № А46-9665/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  21 марта 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  27 марта 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,

судей Рябухиной Н.А., Кудриной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-1040/2012) Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от  29 декабря 2011 года, принятое по делу №  А46-9665/2011 (судья Долгалев Б.Г.) по иску Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (ОГРН  1065503059379, ИНН  5503102512) к  Военному комиссариату Омской области (ОГРН  1025500745270, ИНН  5503019462), третье лицо:  Министерство здравоохранения Омской области, о взыскании 151 345 руб. 35 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Военного комиссариата Омской области -  Сергеева Е.Б. по доверенности от 26.05.2011, сроком действия 3 года;

от Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» – Сысоева О.С. по доверенности от 04.08.2009, сроком на 3 года;

от Министерства здравоохранения Омской области - Зеленская Е.Л. по доверенности № 20 от 16.08.2011, сроком действия 1 год,

 установил:

 

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (далее – БУЗОО «КМХЦ МЗОО», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Омской области (далее – ВК Омской области, ответчик, податель жалобы) о взыскании задолженности в сумме 135 709 руб. 15 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 636 руб. 20 коп.

Определением от 06.10.2011 суд первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  привлек к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2011 по делу № А46-9665/2011 требования БУЗОО «КМХЦ МЗОО» удовлетворены частично: с ВК Омской области в пользу БУЗОО «КМХЦ МЗОО» взыскано 135 709 руб. 15 коп. задолженности, 5 631 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 5 174 руб. 11 коп. расходов по оплате госпошлины. В удовлетворении оставшейся части иска отказано. Истцу возвращено из федерального бюджета 229 руб. 49 коп. госпошлины, уплаченной платежным поручением № 6607 от 13.10.2010.

Не соглашаясь с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылавшись на Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.02.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ), пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 704 от 01.12.2004 (далее - Правила компенсации расходов), абзац 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона №53-ФЗ за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению (обложению единым социальным налогом и страховыми взносами). Ввиду того, что с ВК Омской области заключены договоры на компенсацию расходов, понесенных медицинским учреждением, ответчик не может нести расходы, не предусмотренные объемом финансирования и перечислять денежные средства по КОСГУ 213.

Кроме того, ответчик полагает, что судом неверно истолкована статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), учитывая, что у ответчика неосновательного обогащения не наступает, так как денежные средства для компенсации единого социального налога и страховых взносов на счет ВК Омской области не поступают.

Помимо прочего податель жалобы считает, что в случае удовлетворения исковых требований в резолютивной части решения должно указываться на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с ВК Омской области.

Ссылается на наличие оснований для освобождения ВК Омской области от уплаты государственной пошлины.

Оспаривая доводы ответчика, истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Министерство здравоохранения Омской области также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию истца, полагая, что решение суда первой инстанции не подлежит изменению или отмене.

В судебном заседании представитель ВК Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просил его отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании, открытом 14.03.2012, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.03.2012. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда и в общероссийской картотеке арбитражных дел в сети Интернет. После перерыва рассмотрение жалобы завершено. 

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого решения.

Согласно фактическим обстоятельствам дела стороны в 2008-2010г.г. заключили ряд договоров, в том числе о предоставлении медицинских услуг от 30.04.2008, от 07.05.2009, о компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 68/1 от 01.04.2010 и № 104 от 15.10.2010.

Указанные договоры определяют порядок компенсации расходов, понесенных БУЗОО «КМХЦ МЗОО», связанных с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона № 53-ФЗ и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту в соответствии с Правилами компенсации расходов.

Согласно положениям перечисленных договоров истец обязуется выделять для ответчика врачей специалистов и средний медицинский персонал для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по предварительной постановке граждан на воинский учет, призыву граждан призывного возраста на военную службу и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту, с сохранением среднего заработка за время участия в указанных мероприятиях.

Ответчик, в свою очередь, обязуется возмещать исполнителю расходы в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.

Главой 3 договоров предусмотрен порядок возмещения расходов, а именно: ВК Омской области не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, передает БУЗОО «КМХЦ МЗОО» табель рабочего времени, подтверждающий участие лиц в проведении медицинского освидетельствования.

В силу пункта 3.3 договора от 30.04.2008 БУЗОО «КМХЦ МЗОО» до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет ВК Омской области счет (счет- фактуру), расчет заработной платы, копию табеля учета рабочего времени.

ВК Омской области возмещает расходы БУЗОО «КМХЦ МЗОО» в течение 15 рабочих дней с момента поступления денежных средств по соответствующей статье бюджетной классификации на лицевой счет военного комиссариата Омской области (пункт 3.4 договора от 30.04.2008).

В соответствии с п. 3.3 договоров № 68/1 от 01.04.2010, № 104 от 15.10.2010 и от 07.05.2009 истец до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет ВК Омской области сведения о размерах фактических расходов. Для подтверждения указанных расходов истец представляет следующие документы: счет (счет- фактура) подписанный руководителем, главным бухгалтером и скрепленный основной печатью; копию приказа главного врача лечебного учреждения о создании военно-врачебной комиссии, заверенную основной печатью и подписью руководителя; копию табеля учета рабочего времени, заверенная основной печатью и подписью руководителя; расчет фактически произведенного расхода; расчет среднего заработка на каждого медицинского работника, принимавшего участие в мероприятиях, связанных с медицинским освидетельствованием, подписанный исполнителем и главным бухгалтером; копию платежной ведомости о выплате среднего заработка.

В силу п.3.4 договоров № 68/1 от 01.04.2010, № 104 от 15.10.2010, от 07.05.2009 при наличии финансирования по соответствующему коду бюджетной классификации ВК Омской области в месячный срок после предоставления соответствующих документов осуществляет расходы по компенсации затрат, связанных с медицинским освидетельствованием.

Как указывает истец, в целях реализации Федерального закона № 53-ФЗ, а также во исполнение перечисленных выше договоров, БУЗОО «КМХЦ МЗОО» оказаны соответствующие медицинские услуги, а именно: к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, по месту их постоянной работы, на время участия в указанных мероприятиях в период действия спорных договоров истцом были направлены для работы в призывной комиссии врачи-специалисты и медицинские сестры.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе приказами о направлении работников в командировку, командировочными удостоверениями, табелями учета использования рабочего времени и актами об оказанных медицинских услугах.

Кроме того, ответчик не оспаривает тот факт, что услуги, предусмотренные договорами, заключенными с истцом, были оказаны БУЗОО «КМХЦ МЗОО».

Спорным моментом является оплата оказанных услуг по договорам от 30.04.2008, от 07.05.2009 и № 68/1 от 01.04.2010.

Как усматривается из материалов дела, истец выставил счета-фактуры для компенсации расходов, понесенных организацией, связанных с выплатой среднего заработка: № 977 от 20.12.2010, № 976 от 20.12.2010, № 980 от 30.12.2009, № 483/1 от 04.08.2008.

По утверждению истца ВК Омской области произвел оплату перечисленных счетов-фактур не в полном объеме.

Так, по договору от 30.04.20008 (счет-фактура № 483/1 от 04.08.2008) задолженность составляет 6 956 руб. 80 коп. (начисления на фонд оплаты труда), по договору от 07.05.2009 (счет-фактура от 30.12.2009 № 980) - 90 023 руб. 65 коп. (из которых 50 382 руб. 23 коп. – начисления на фонд оплаты труда), по договору № 68/1 от 01.04.2010: по счету-фактуре № 976 от 20.12.2010 – 827 руб. 58 коп. (начисления на фонд оплаты труда), по счету-фактуре № 977 от 20.12.2010 – 33 526 руб. 83 коп. (начисления на фонд оплаты труда).

Кроме того, как указывает истец, в 2008 году им выделялись врачи-специалисты для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона № 53-ФЗ, проводимых в Усть-Ишимском районе Омской области, в связи с чем БУЗОО «КМХЦ МЗОО» понесены расходы в сумме 4 447 руб. 19 коп. (из них 4 122 руб. 34 коп. – основной долг, 324 руб. 84 коп. – единый социальный налог).

Правопредшественнику ответчика – Военному комиссариату Усть-Ишимского района Омской области - выставлена счет-фактура от 18.03.2008 № 161/1.

18.03.2008 БУЗОО «КМХЦ МЗОО» и Военным комиссариатом Усть-Ишимского района Омской области с разногласиями подписан акт № 161/1 об оказанных медицинских услугах.

Как указывает истец задолженность по счету-фактуре № 161/1 от 18.03.2008 в сумме 4 447 руб. 19 коп. также не оплачена ВК Омской области.

Из предъявленных к взысканию сумм ответчик признал наличие задолженности в размере 39 641 руб. 43 коп., представляющую собой задолженность по компенсации средней заработной платы (счет-фактура № 980 от 30.12.2009), указав в справке, что гарантирует оплату данного долга по мере поступления денежных средств.

Как следует из содержания апелляционной жалобы, в оставшейся части сумму долга ответчик не признает, полагая, что возмещенные им суммы по договорам о предоставлении медицинских услуг являются компенсационными выплатами, которые не подлежит обложению страховыми взносами, вследствие чего у ответчика отсутствует обязанность по их оплате.

Суд апелляционной инстанции, оценив указанные возражения подателя жалобы,  считает их обоснованными, но только частично.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской федерации от 01 декабря 2004 года № 704 утверждены Правила компенсации расходов, согласно подпункту 3 пункта 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда)

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 по делу n А46-9661/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также